Как известно, Москва впервые упомянута в Ипатьевской рукописи: «И прислав Гюрги к Святославу, рече: приди ко мне брате в Москов. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса). И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию». Было это в 1147 году.
Археологические раскопки показывают, что задолго до этой судьбоносной встречи — в I тысячелетии до н.э. — Москва уже была развитым поселением дьяковской культуры. Вернее, целым конгломератом селищ и городищ — открыто около 40 таких поселений.
Наиболее изученные из них — Дьяково городище в музее-заповеднике «Коломенское», городища на Боровицком холме в Кремле, на Воробьевых горах, в Кунцево, Филях, Сетуни, Химках, Тушино, Нижних Котлах и Люберцах. Именно здесь и были найдены многочисленные свидетельства существования целой культуры, названной по первому открытому наукой городищу — дьяковской. Ареал ее распространения охватывал с VIII (IX)-VI веков до н. э. по
Носители дьяковской культуры были финно-уграми. Об этом свидетельствуют более древняя, чем славянская, топонимика и следы материальной культуры. Считается, что дьяковцы были предками летописных мери и веси (вепсов). Отсюда версия, что и название Москвы происходит от мерянского слова «моска» — конопля, а окончание -ва практически на всех финно-угорских языках означает «вода». Москва-река в своих верховьях так и называется — Коноплянка. Названия Коломенское, Кукуй (Немецкая слобода), речка Сара — левый приток Москвы-реки, Шаболовка также содержат в себе явственную финно-угорскую основу.
Первые поселенцы в истории Москвы были прекрасными охотниками, рыболовами, земледельцами и ювелирами: знаменитые бронзовые шумящие привески с «утиными» лапками (по финно-угорской космологии Утка — космотворец), умбоновидные подвески и бантики-нашивки составляют гордость экспозиции.
Первооткрывателем Дьяковского городища стал З. Я. Доленга-Ходаковский в 1818 году. Его материалы привлекли внимание известного историка
К примеру, плакеты — глиняные пластины, украшенные точечным узором. Чем они были — первыми книгами, где в виде символов запечатлевались некие события, или своеобразным «паспортом» — тамгой определенного рода? Столь же непонятны и шарики, также усеянные точками. Но самые яростные споры вызвали глиняные «грузики» — маленькие конусообразные глиняные изделия, иногда простые, иногда покрытые орнаментом. Были версии, что «грузики» применялись в качестве утяжелителей для ткацких станов, что с их помощью вились веревки, что «грузики» служили игрушками, и даже — что эти «грузики» были ритуальными предметами — вместилищами душ умерших предков! Увы, наука пока не может этого объяснить — дьяковская культура до сей поры не поддается полной реконструкции.
Жили дьяковцы в длинных, до 15 метров, деревянных домах, рассчитанных на несколько семей. Внутри комнат были открытые очаги с глиняным или деревянным бортиком. Земляные полы устилались травяными циновками. Хозяйство дьяковцев состояло из жилых домов, пашен, кузнечного, железоплавильного и ювелирного производств. Земледелие было мотыжным, и на полях выращивалось просо, ячмень, пшеница и лен. Дьяковцы были, по всей видимости, солнцепоклонниками — солярные знаки украшают как утварь, так и в ювелирные изделия.
Носители дьяковской культуры активно торговали с соседями — в городищах найдены стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. На Троицком городище была найдена даже римская фибула I века н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок такого рода. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300−500 км. во всех направлениях.
Однако уже к
Древний город Москва становится центром консолидации земель, а финно-угры — одним из государствообразующих народов.