Как успешный предприниматель стал банкротом? Савва Мамонтов

Реклама
Грандмастер

11 сентября 1899 года в застенки Таганки доставили известнейшего богача и предпринимателя, мецената и покровителя искусств Савву Ивановича Мамонтова. Никто не покушался на жизнь и здоровье российского нувориша, но не арестуй его полиция, существование промышленника, несомненно, оборвалось бы раньше намеченного судьбой срока.

Во время обыска полицейские чины обнаружили револьвер и записку, в которой Савва Мамонтов прощался с близкими. «Тянуть дальше незачем, без меня все скорее уладится и проще разрешится. Ухожу с сознанием, что никому зла намеренно не делал. Кому делал добро, тот вспомнит меня в своей совести».

Иван Мамонтов прошел путь от винного откупщика, оптового торговца водкой, до железнодорожного короля. Савва никогда не знал нужды, и рос увлеченным повесой. По интересным для него предметам мог показывать выдающиеся результаты, напрочь «забивая» на остальную образовательную программу.

Реклама

Например, заслуженно получая по милому сердцу немецкому высшие баллы, ненавистную латынь Савва Иванович так и не сдал, доверив пройти необходимый для аттестата экзамен совершенно постороннему человеку.

От отца досталось огромное состояние. Как крупнейший акционер, Савва Мамонтов занял должность директора Московско-Ярославской железной дороги. Строительство стальных магистралей вдохновляло потомственного капиталиста, он видел их будущее, понимал огромную пользу дорог для России, надеялся еще больше приумножить отцовский капитал и был готов рискнуть ради результата.

Мамонтов первым решился тянуть железную дорогу на север, к берегам Ледовитого океана. Большинство промышленников предрекало крах рискованному предприятию, но уверенный в успехе Савва Иванович оказался прав. Дорога Москва-Архангельск приносила огромные прибыли, по 5 и более миллионов рублей ежегодно.

Реклама

Следующим логическим шагом, по мнению Саввы Мамонтова, должна была стать концентрация в одних руках не только дороги, но и производств, обеспечивавших ее деятельность.

Дорогам России нужны были паровозы, вагоны, рельсы и много чего еще. Огромные инвестиции рекой полились в захирелые убыточные казенные заводы, взятые Мамонтовым в аренду. В Мытищах промышленник построил крупный вагонный завод.

Технический прогресс оказался слишком дорогим удовольствием. Выяснилось, что у Мамонтова образовались колоссальные долги, но начатое переоборудование предприятий требовало все новых и новых вливаний.

Деньги были в кассе Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Савва Мамонтов решил рискнуть ради любимого дела и истратил из общественных средств 5 миллионов рублей без разрешения акционеров, чего делать не имел никакого права.

Реклама

Все долги могла покрыть концессия на строительство новой магистрали. Под нее руководитель департамента железных дорог получил от Мамонтова крупную взятку, что должно было ускорить прохождение дела.

Но слухи о трудностях мамонтовских заводов уже будоражили деловой мир, и концессия Савве Ивановичу не досталась, а железная дорога, лишившись пяти миллионов, оказалась на грани банкротства. Для спасения дороги от собственных непродуманных действий Мамонтов обратился к банкирам и получил 3 миллиона рублей, возвращать которые оказалось нечем.

Обвиненного в незаконном использовании средств железнодорожного общества Савву Ивановича поместили в Таганку. Известный всей России предприниматель провел в одиночной камере полгода.

Реклама

Суд, на котором Мамонтова защищал знаменитый адвокат Федор Плевако, оправдал незадачливого капиталиста, сняв обвинение в финансовых махинациях. Плевако сумел убедить присяжных в отсутствии злого умысла и личной корысти обвиняемого, объяснив ошибки своего подзащитного масштабностью его замыслов и неспособностью вникать в мелкие детали.

Несмотря на оправдание, деньги пришлось возвращать. Имущество С. И. Мамонтова пошло с молотка. Московско-Ярославско-Арханельская дорога стала казенной, практически за бесценок распродали огромную коллекцию картин.

После погашения всех долгов в распоряжении бывшего миллионщика остался небольшой дом на Бутырской заставе, да совсем незначительные, учитывая недавний размах, деньги, позволившие скромно скоротать оставшиеся годы.

Оказавшись без средств и без репутации, Савва Мамонтов больше никогда не занимался предпринимательской деятельностью.

Реклама