— Марик, иди домой, — кричит мама с балкона.
— А что, я замерз, мама? — кричит Марик.
— Нет, ты хочешь кушать!
Статью бы следовало назвать «Как на примере одной маленькой глупости вся нелепость видна?». Но с «покушать» как-то привычней зачинать. Зачнем…
Едим мы как минимум один раз в день. Все, любого размера носа, разреза глаз, цвета кожи и рожи, обложки паспорта и внутренней политической окраски. Для этого нам голова дадена. Нас никогда не объединить по цветовой палитре, зато привычкой к поеданию пищи мы все — братья и сестры во Еде.
В декабре 1980 года, а именно 5-го числа (так давайте по этому поводу покушаем!) этот странная закономерность к поеданию пищи была выявлена умными людьми, и по этому поводу был учрежден Всемирный день чего-то на эту тему со Всемирным Комитетом Дня чего-то на эту тему. Назначили этот Всемирный день чего-то на как рояль в кустах пустующее 16 октября.
А теперь внимание: так День чего-чего? Дайте, дайте мне внятности! Учредили (понятно, на международном английском языке) всемирный день Пищи (или Еды, как вам угодно): International Day of Food. То есть День продуктов питания. Ни о качестве пищи, ни о порядке принятия пищи, ни о составляющих продуктов питания, ни о праве «кто не работает, тот не ест» речи в уставных документах Комитета Дня международного нет ни полслова. Целеполаганием учреждения такого дня служил постулат — каждый имеет по праву рождения право на еду и право равного доступа к еде. Отражено в специальной Резолюции ООН № 35/70.
Под флагом этого праздника в те далекие годы планировалось проведение международных акций по обеспечению недоедающим или голодающим на планете людям достаточного количества еды. Давайте на этом слове и зациклимся.
А теперь посмотрим, как на маленьком примере вся глупость видна. Во-первых, солдат не заметил потери бойца — 16 октября сего месяца я не увидела статьей дня в ШЖ статьи насчет покушать международно. (Раз нет, стало быть — неважнецкий праздник.) Во-вторых, не увидела нигде вообще в уважаемых мною мировых СМИ. (Раз нет — значит, что-то не то делается с едой.) В-третьих, США отмечают этот всемирный день Пищи не 16 октября, а 24 октября, но уже как «Всемирный день пищи в США» (!), и в-четвертых, Россия отмечает этот день как Всемирный день здорового питания. (Но в правильный день!)
Разницу чувствуете? Между Пищей и Питанием такая же разница, как между, скажем, бензином и процессом заправки. Одно — предмет, второе — действие.
Разницу улавливаете? Весь мир отмечает 16 октября в ознаменование важности равного доступа к Пище всего населения планеты, а США 24 числа в ознаменование ограничения в пище переедающего коренного населения в пользу недоедающих землян. (При этом, конечно, смачно и обильно поглощая пищу по такому поводу.)
Зачем ввели США свой праздник Еды для внутреннего пользования? Беда у нас: 2% фермерского населения создают переизбыток продуктов питания. В 2008 году, когда мы ввели праздник для внутреннего пользования, Департамент здравоохранения США уже в голос кричал караул по поводу состояния здоровья нации на почве переедания. Страна заплыла жиром. Мадам Мишель Обама нашла прекрасную нишу: пропаганда умеренного здорового питания. Просто добрый народ охотно чистит свои пищевые сусеки, жертвует еду и на еду для голодающих, и производители пищевого бензина, и заправщики его, благотворительствуют.
(Тут тоже интересно: вычистить свои кладовки — дело приятное и полезное. А вот найти в Чикаго 3000 добровольцев на упаковку, погрузку, разгрузку собранного для 500 тысяч детей Танзании ой как нелегко. Потому и нужны нам такие дни для внутреннего пользования — обязывает пойти и помочь ящики покидать).
Не странно ли искусственно задуманный праздник Еды обернулся? Сытому он как назидание от обжорства, нейтральному он по барабану (он впрок не ест, и вообще не живет, чтобы есть, а слегка наоборот), а голодному он как напоминание о постоянном голодном урчании в брюхе. И вообще, пока толстый сохнет, худой сдохнет. Несмотря на резолюцию 35/70 генеральной Ассамблеи ООН о праве каждого на равный доступ к пище.
А посмотрим, как странно эта резолюция отразилась в России. В России 16 октября отмечают Всемирный день здорового питания. Странно они перевели: пища, еда, ням-ням, оказывается, переводится теперь на русский как «здоровое питание». (Бензин и заправка бензином?) По сему случаю Минздрав разработал рекомендации для граждан, где подробно расписано чего и сколько положено, и как часто положено, как положить в рот и заглотить.
(Правда, без сноски на источник доступного и качественного того самого, что надо положить в рот и заглотить чем чаще, тем лучше. — Кушайте правильно, — сказано там. — Да мы согласные, — ответило население, — чего уж там.)
Бог с ним, День металлурга, День ВДВ — ну, пусть выпьют наши сталелитейщики-воздушно-десантники в этот день. День учителя — ну, заслужили, пусть тоже сядут и покушают по этому поводу. Но вот все эти двусмысленные Дни то ли еды, то ли ее отсутствия, то ли ее правильного засовывания в рот, то ли переваривания, то ли эвакуации из организма, еще раз демонстрируют нам, как же мы, человечество, делимся все-таки на худых и толстых, и как сытый голодного не разумеет. Как же разделяемы мы Днями, субъекты которых нам так не равнодоступны…
Хотя и едим мы, земляне, по крайней мере раз в день, оказывается и приемы пищи нас не объединяют, и приемы воды разделяют. Потому не надо нам ни дня Пищи, ни дня Воды, ни дня Воздуха, ни дня чего угодно, что нам необходимо для выживания, но так неравномерно доступного. Эй, там, наверху! Хлеб наш насущный даждь нам днесь! Там на балконе должны знать, замерзли ли мы или хотим кушать. И давайте покушаем по этому поводу. День прошел — и ладно.