Кстати, музыка Бетховена тоже улетела в космос вместе с Золотой пластинкой Вояджера.
Окинем взглядом наследие Бетховена — музыку, которую нужно хотя бы раз в жизни послушать (так же, как нужно прочитать хотя бы несколько толстых книг).
Духовные сочинения. Их у Бетховена не так много. Торжественная месса — она, кстати, по инициативе князя Голицына впервые исполнена в Санкт-Петербурге. Австрийская цензура запретила исполнять Мессу в публичных местах, поэтому то исполнение в Петербурге было единственным прижизненным полным исполнением.
Сонаты — как минимум треть хорошо известна даже людям, которые считают себя «не любителями».
Патетическая соната (8). Властное, гордое, трагическое начало — и вздымающие валы музыки. Целая поэма из трех частей, каждая из которых прекрасна. Радость, страдание, бунтарство и борьба — типичный бетховенский круг образов, выраженный здесь и неистово, и с большим благородством. Это великая музыка, как, впрочем, любая соната или симфония Бетховена.
«Quasi una fantasia», так называемая «Лунная соната» (14). Обычно слушатели ограничиваются первой частью, не подозревая, какой там финал — «вставший на дыбы водопад», по образному выражению одного из исследователей. А есть еще
Кроме 32 сонат для фортепиано, есть еще сонаты для скрипки. Одна точно многим знакома хотя бы по названию — «Крейцерова соната». Кто-нибудь может вспомнить повесть
А есть еще знаменитые струнные квартеты Бетховена. Из них особой популярностью пользуются «Русские квартеты». В них действительно слышны русские мелодии («Ах, талан, мой талан», «Слава» — с этими песнями Бетховен специально знакомился по сборнику Львова). Это не случайно: квартеты написаны по заказу российского дипломата Андрея Разумовского. Последний долго жил в Вене, был меценатом Бетховена. Князь Разумовский страстно любил музыку, сам играл и был известным знатоком. Разумовскому же посвящены две симфонии великого композитора.
Симфонии. Симфоний у Бетховена девять, из них большинство известны публике. Напомню о Третьей (Героической) симфонии, посвященной Наполеону. Кстати, Наполеон был врагом Австрии, так что посвящение было вызовом. Но очень быстро наступило разочарование. Посвящение было снято, вместо него пометка: «Памяти великого человека». «
Пятая симфония со знаменитой Темой судьбы. Эти «удары судьбы» обрушиваются и обрушиваются вновь, судьба все колотится в дверь. И борьба первой частью не заканчивается. Результат виден только в финале, где тема судьбы превращается в ликование радости победы.
Пасторальная (6 симфония) — само название предполагает воспевание природы. Эта симфония вошла в знаменитый мультфильм «Фантазия» Уолта Диснея. Потрясающая 7-я симфония, наконец, самая известная, эпохальная Девятая симфония, задумка о которой зрела у Бетховена давно.
Бетховен тоже жил жизнью «свободного художника» (впрочем, начиная с
Ода к радости
И вот из самой бездны скорби Бетховен задумал восславить Радость. (Роллан).
Бетховен уже сильно болел. Это не только наступившая глухота, а еще неполадки с желудком, которые привели к необратимым последствиям. Денег тоже не хватало, были проблемы и в личной жизни (воспитание племянника). В этих условиях родилось то, что иногда трудно считать человеческим творением.
Обнимитесь, миллионы!
(Бетховен. 9-я симфония, финал)
Проклятие Девятой симфонии. В музыкальном мире существует такое суеверие, что 9-я симфония должна оказаться последней — автор ее умирает (суеверие это возникло именно после знаменитого музыкального произведения Бетховена). Если честно, я не до конца в теме этого «проклятия», однако многим крупнейшим композиторам приписываются подобные опасения.
Как бы там ни было, речь идет как раз о том, что 9-я симфония может оказаться самой зрелой, самой мощной — после нее уже трудно что-то сообщить миру. И, оставив тему «проклятия», вспомним, что же это такое — Девятая симфония Бетховена?
Ее еще называют Хоральной симфонией, благодаря тому, что в финале там звучит ныне всем известный хор на слова Фридриха Шиллера — «Ода к радости».
Влияние этой музыки на современное общество трудно переоценить. Музыка симфонии звучит во многих кинофильмах. А в картине Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» она звучит на протяжении всего фильма. Периодически «Ода» становилась разными гимнами, сейчас это — Гимн Евросоюза.
Симфония была исполнена в Вене.
…7 мая 1824 г., дирижируя «Симфонией с хорами»…, он совсем не слышал восторженного шума, который поднялся в зале; он только тогда обнаружил это, когда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к публике, — и тут он неожиданно увидел, что все поднялись с мест, машут шляпами и рукоплещут.
Это даже успехом назвать трудно, потому что возникли и некоторого рода беспорядки.
Успех был триумфальный, граничащий с потрясением основ. Когда Бетховен появился, его пятикратно приветствовали взрывами аплодисментов, тогда как в этой стране этикета императорскую фамилию полагалось приветствовать лишь троекратным рукоплесканием. Понадобилось вмешательство полицейских, чтобы положить конец овациям. Симфония вызвала неистовый восторг. Многие плакали
. (Роллан)Реклама
Полиция справилась с беспрецедентными «беспорядками». А Бетховен, вероятно, испытал чувство необыкновенной Радости. Радости, Оду которой он написал в своей Девятой симфонии. Это была радость не за себя. Это была Радость.
Итак, он достиг цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью… Страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказывает в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. (Роллан)
На похороны Бетховена пришла вся Вена.
Бетховен, появившийся в Вене через год после смерти Моцарта, проделал обратный путь. Он начинает в обстановке тупой бюргерской ограниченности, которая в последние годы Моцарта все чаще прорывала красочный покров жизни; и он кончает на господствующей высоте, на которой прошла юность Моцарта. Контраст их похорон глубоко символичен. (Мерсман)
Рассказы о последних часах жизни Бетховена — скорей всего, легенды. Но такие легенды возникают не на пустом месте. Мог ли такой человек на последнем вздохе погрозить кулаком бушевавшей грозе? Конечно, мог. Часто в легендах сокрыто нечто истинное, хоть и не правдивое.
А нам предстоит с головой окунуться в прекрасную эпоху романтизма.