Начнем, пожалуй, с 50−60-х годов прошлого века. Вспомним великого Марлона Брандо, с коим связано, по крайней мере, четыре однозначных шедевра кино: «Трамвай «Желание» (1951) и «В порту» (1954) Элиа Казана, «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.
Нелишним будет упомянуть и творившего в тот же период Уильяма Уайлера: «Лучшие годы нашей жизни» (1946), «Римские каникулы» (1953) и «Бен-Гур» (1959). Это именно он сделал звездой Одри Хепберн, которая чуть позже, в 1961 году, снялась у американца Блэйка Эдвардса в «Завтраке у Тиффани». Ее партнером по «Римским каникулам» был Грегори Пек, в связи с чем в памяти всплывает еще один прекрасный фильм — «Убить пересмешника» Роберта Маллигана.
Еще два гражданина США, чье творчество на родине стало образцом для подражания. Сидней Люмет снял «12 разгневанных мужчин» (1957) и «Собачий полдень» с Аль Пачино в 1975. Его соотечественник Артур Пенн прославился на весь мир экранизацией жизни грабителей банков «Бонни и Клайд» (1967). Примерно в то же время уже упомянутый Альфред Хичкок снял свои лучшие фильмы, до сих пор нещадно копируемые и цитируемые кинематографистами всех национальностей и вероисповеданий: «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959) и, конечно же, «Психо» (1960).
Это еще далеко не все. А как же Билли Уайлдер, подаривший миру «Сансет бульвар» (1950) и «Некоторые любят погорячее» (1959) (в советском прокате — незабываемые «В джазе только девушки»). А Стэнли Кубрик? Достаточно перечислить: «Тропы славы» (1957), «Лолита» (1962), «2001: Космическая одиссея» (1968), «Заводной апельсин» (1971) и «Цельнометаллическая оболочка» (1987). Стэнли Крамер и его «Нюрнбергский процесс» и «Корабль дураков»? Сэм Пекинпа, снявший «Дикую банду» и «Соломенных псов» с Дастином Хоффманом? Последнего, кстати, можно вспомнить в связи с целым списком выдающихся работ того периода — «Выпускник», «Полуночный ковбой», «Маленький большой человек» и, если залезть в 70-е, то «Мотылек», «Ленни» и «Крамер против Крамера». И для полноты картины — Джордж Рой Хилл, автор двух бессмертных шедевров: вестерна «Буч Кэссиди и Санденс Кид» и криминальной ленты «Афера», главные роли в которых исполнили Роберт Редфорд и Пол Ньюман.
А затем наступили бурные семидесятые. Отголоски Вудстока, конец Вьетнамской войны, дети цветов и пр. В американском кинематографе появились новые имена. Вьетнамская тематика стала поводом для создания сразу нескольких мощных работ, включая уже упомянутый выше «Апокалипсис сегодня» (1979) Копполы, «Таксиста» (1976) Мартина Скорсезе, «Охотника на оленей» (1978) Майкла Чимино и более поздний «Взвод» Оливера Стоуна.
Говоря об американском кино, невозможно пройти мимо творчества нью-йоркского интеллектуала Вуди Аллена, который в 70-е отметился сразу несколькими удачными постановками. Сюда входит «Энни Холл» (1977), «Интерьеры» (1977) и «Манхэттен» (1979). У Аллена вообще критически мало слабых работ, а его «Зелиг» и «Пули над Бродвеем» по-прежнему считаются эталоном стилизации под черно-белое кино и фильм-нуар соответственно.
1975 год стал венцом карьеры чешского эмигранта Милоша Формана и продюсера Майкла Дугласа, сумевших разглядеть огромный потенциал в бестселлере Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки». Во многом успеху фильма поспособствовал и исполнитель главной роли, неподражаемый Джек Николсон, с именем которого связаны и другие значительные ленты. Такие как, например, «Беспечный ездок» Денниса Хоппера, «Пять легких пьес» Боба Рейфелсона, «Китайский квартал» Романа Полански, «Сияние» Стэнли Кубрика по одноименному роману Стивена Кинга.
Тогда же, в семидесятых, начинал свою карьеру и главный киновундеркинд Голливуда Стивен Спилберг. Да, большинство его работ, так или иначе, связаны с развлекательным жанром, но кто осмелится недооценить его замечательный полнометражный дебют «Дуэль» (1971) и научно-фантастические «Близкие контакты третьего вида» (1977) (ради которых в Америку на съемки даже приехал сам Франсуа Трюффо)? У Спилберга были не только «Челюсти» и «Индиана Джонс», но и пронзительные драмы «Империя солнца» и «Цветы лиловых полей», не говоря уже о двух военных картинах позднего периода — «Спасти рядового Райана» и «Список Шиндлера».
Отдельного упоминания достоин и бывший американский кинокритик Питер Богданович, чьи картины неоднократно номинировались на самые престижные кинонаграды Америки и Европы. Сначала это был стилизованный под черно-белое кино «Последний киносеанс» (1971), затем в 1972 «Бумажная луна» и, наконец, в 1976 «Никельодеон» («Торговцы грезами»).
На тот же период приходятся и лучшие работы режиссера Алана Дж. Пакулы: почти документальный политический детектив «Вся президентская рать» (1976) с участием Дастина Хоффмана и Роберта Редфорда, а также блестящая драма по роману Уильяма Стайрона «Выбор Софи», за главную женскую роль в которой своего второго Оскара получила замечательная актриса Мерил Стрип.
Напоследок, завершая данный период в американском кинематографе, отметим еще трех кинематографистов, чьи работы вдохновляли тогда и продолжают это делать и сегодня. Это Хэл Эшби, автор мелодрамы «Гарольд и Мод» (1971), драмы о ветеранах Вьетнама «Возвращение домой» (1978) и изумительного фильма «Будучи там», в котором свою последнюю значительную роль сыграл знаменитый Питер Селлерс, он же инспектор Жак Клузо из оригинального киносериала про Розовую пантеру.
В семидесятых свои лучшие фильмы поставил талантливейший пародист Мел Брукс. В числе его самых известных работ пародия на черно-белые фильмы ужасов «Молодой Франкенштейн» (1974), великолепная издевка над жанром вестерна («Сверкающие седла», 1973) и комедийный триллер по мотивам творчества Хичкока «Страх высоты» (1977).
Ну и, разумеется, Терренс Малик, один из самых загадочных кинодеятелей Голливуда, снимающий по одной картине в десятилетие. Впрочем, как раз в 70-е он стал автором двух замечательных лент: драмы «Пустоши» (1973) и визуального шедевра «Дни жатвы» (1978). Он же спустя 33 года (выпустив за это время всего две картины) стал триумфатором минувшего Каннского кинофестиваля со своим «Древом жизни».