60-летие морского сражения было отмечено сразу двумя экспедициями по поиску погибших гигантов. После обнаружения затонувшего «Бисмарка» в 1989 году прославленные российские подводные аппараты «Миры» на борту НИС «Академик Келдыш» участвовали в экспедиции «Deep Ocean Expedition» (DOE), которую возглавлял австралиец Майкл Мак-Доуэлл. Экспедиция прошла с разрешения правительства Германии с 5 по 14 июня 2001. Было совершено 8 двойных погружений аппаратов «Мир» с обширной программой видео- и фотосъемок. Памятная эпопея закончилась опусканием на палубу линкора своеобразной могильной плиты в память погибших…
Сразу надо пояснить, что особый интерес в Великобритании к погибшему линейному крейсеру, носившему имя прославленного британского адмирала Сэмюэля Худа, возник в 1975 году, когда двое из троих оставшихся в живых к этому времени моряков с погибшего корабля основали «Ассоциацию «Худа». С самого начала президентом ассоциации стал один из спасшихся — Тед Бриггс, умерший в октябре 2010 г. в возрасте 85 лет.
Кораблю успели поставить не один памятник, в его честь соорудили храм, его образу поклонялся весь народ в течение долгих 60 лет. Все эти годы «Худ» лежал на дне и даже точного места затонувшего корабля никто не знал. Так долго это не могло продолжаться.
В 1995 году две британских телевизионных компании, «ITN» и «Channel 4», задумали экспедицию по поиску кораблей. Директор 4 Канала Дэвид Мирнс стал руководителем этой экспедиции — «Blue Water Recoveries». Работу решили начать в год 60-летия сражения — летом 2001 года. К этому времени по случаю юбилея сражения встречались предcтавители британской «The HMS Hood Association» и аналогичной германской ассоциации «Kameradschaft Bismarck». При этом немцы полностью одобрили замысел британцев.
Корабль экспедиции «Northern Horizon» ранее успешно участвовал в обнаружении «Титаника» под руководством Роберта Далларда. Основной поисковый аппарат судна — это опускаемый на многокилометровом кабель-тросе гидролокатор бокового обзора «Ocean Explorer 6000». После обнаружения объекта к нему спускают самоходного, управляемого с судна при посредстве многофункционального кабель-троса робота «ROV Magellan-725», оснащенного двигателем, мощными светильниками и четырьмя видеокамерами. Главная цель экспедиции — найти корабли и снять видеофильм об этом, а попутно разгадать кое-какие тайны, в числе которых мгновенная гибель «Худа» после попадания в него 15-дюймовых (380 мм) снарядов с «Бисмарка»…
1 июля 2001 г. судно отправилось в первую очередь к месту гибели «Бисмарка». Этому было довольно простое объяснение: немецкий линкор уже обследовала экспедиция на борту российского НИС «Академик Келдыш».
9 июля на мониторах судна появились первые «картинки» с бортовых камер «Магеллана». «Бисмарк» стоял на киле с креном на склоне подводного потухшего вулкана. Сразу же нашли и башни корабля. Заметим, что двухорудийные башни-монстры немецкого линкора имели… собственные имена: Антон, Бруно, Цезарь, Дора. Во время кульбитов корабля при погружении они посрывались со своих мест и теперь располагались неподалеку от корпуса. 10 июля после успешных двухдневных съемок робот «Магеллан» подняли на борт для очень важной церемонии: установки на мостике «Бисмарка» памятной доски с именами погибших моряков.
Эти памятные латунные доски для «Худа» и «Бисмарка» были заранее изготовлены специально в память о погибших моряках, а их установка на обоих погибших кораблях символизировала своеобразное примирение сражавшихся немцев и британцев. В толщу каждой памятной доски были вмурованы компакт-диски с именами погибших. Памятная доска бережно опустилась на мостик, где 60 лет назад командир «Бисмарка» Эрнст Линдеманн и адмирал Гюнтбер Лютьенс отдавали последние команды. Заметим, что «Бисмарк» удостоился двух памятных досок, опущенных на корабль сначала 8 июня, а затем и 10 июля.
Вечером 13 июля «Северный горизонт» ложится на курс NNW к месту поисков британского корабля. 22 июля 2001 года на глубине 3000 метров после нескольких поисковых галсов с гидролокатором на буксире и был обнаружен английский линейный крейсер «Худ». Вскоре видеокамеры робота «Магеллан» запечатлели корабль лежащим на правом борту. На мониторах хорошо видны звенья якорной цепи, свисающие с поверхности палубы в носу и уходящие вниз к грунту. Обнаружение судового колокола с «Худа» вызвал у участников экспедиции новый всплеск эмоций. После тщательного изучения видеосъемок, скорее всего, подтвердится версия о взрыве в погребах с боезапасом на борту «Худа», ставшим причиной быстротечной гибели корабля.
На заключительную памятную церемонию на место гибели корабля 25 июля 2001 г. прибыл Тед Бриггс — президент «Ассоциации «Худа» и последний оставшийся в живых моряк с погибшего линейного крейсера. После подготовительных процедур с опусканием памятной доски на борт затонувшего корабля Тед Бриггс нажал кнопку на пульте и латунная доска выскользнула из захватов манипулятора и плавно опустилась на борт корабля. Разумеется, на палубе экспедиционного судна состоялась памятная церемония, и за борт на месте гибели «Худа» были опущены венки с живыми цветами…
И уже в конце ноября состоялась презентация книги Дэвида Мирнса и Роба Уайта «Могущественный „Худ“, непобедимый „Бисмарк“: в поисках истины». Возможно, кому-то покажется странным эпитет «непобедимый» для потопленного британцами «Бисмарка». Однако английские авторы в данном случае стремились не столько к уважительной и примиренческой трактовке трагических событий, сколько к обыкновенной истине. А она состояла в том, что «Бисмарк» героически погиб в результате самозатопления после открытия кингстонов по приказу адмирала Лютьенеса. Подробности экспедиции были показаны телезрителям в двухсерийной эпопее.
История с находками «Бисмарка» и «Худа», скорее всего, будет иметь продолжение. Слишком много надежд было вложено в эти корабли со стороны честолюбивых немцев и уверенных в себе англичан. Они их поднимут, если смогут и не сочтут святотатством беспокоить вечный сон погибших. Но, скорее всего, гиганты останутся на дне океана. Их не тронут, ибо установка памятных досок на погибших кораблях сродни плитам на кладбищенских могилах.