Энтузиаст и лидер звенигородских любителей путешествий Сергей Белугин однажды позвонил мне.
- Завтра едем к камню Лилии Юрьевны Брик.
- К камню пока безымянному, так я понимаю?
- Я догадываюсь, что все дело в инициалах музы знаменито поэта — ЛЮБ, начертанных на камне. И значит, наш маленький и именитый город не только «Подмосковная Швейцария», не так ли?
На пути в деревню Волково, что километрах в двадцати от Звенигорода, было время вспомнить о нескольких камнях-памятниках. Первым, разумеется, приходит на ум Камень-Гром, ставший постаментом статуе Петра Великого в Петербурге. 1600-тонную глыбу гранита доставили с Карельского перешейка к берегу залива, а потом на барже к месту установки…
Стоят в Питере и Москве Соловецкие камни в память о жертвах ГУЛАГа. На Троицкой и Лубянской площадях проводятся многолюдные собрания в память жертв сталинских репрессий.
50-тонный Конь-памятник в Карелии — дар ледникового прошлого, а назван так за сходство с головой лошади. В Северодвинске красуется округлый камень в память англичанина Ричарда Ченслера, «открывшего» Россию для Англии.
12-тонный Синь-камень на берегу Плещеева озера в Ярославской области — памятник природы и предмет языческого поклонения… Мне как океанскому гребцу импонирует Камень-гребец в Выборгском районе Петербурга. Представьте себе: гранитный мужик на гранитной лодке-глыбе и два гранитных весла. Проспект с описанием гранитного гребца прислал мне сам автор проекта…
Думая о Маяковском, сразу вспоминаю Симоновский камень. Прах поэта и писателя Константина Симонова был развеян в августе 1979 года под Могилевым на месте, где он был свидетелем кровопролитных боев в 1941 году. Прах развеял сын поэта и его друзья, невзирая на то, что на Новодевичьем в этот день готовилась пышная церемония государственных похорон…
…Добрались до Волково, затем проехали мимо села Бушарино к опушке обширного леса. Здесь все участники экспедиции покинули машины и по усыпанной прошлогодней хвоей тропинке добрались к туристскому стойбищу со столом и ямой для кострища. За этим не слишком прибранным постоем метрах в тридцати мы и вышли к самому камню.
Валун округлой формы подсвечивало солнце, проникая сквозь нависшие ветви берез и редколесье молодых елей. Сергей заботливо стряхнул опавшую листву с валуна, и все увидели магические инициалы возлюбленной Владимира Маяковского: Л. Ю. Б.
Потом все мы позировали у Камня, говорили речи, кто во что горазд. Катя Камышникова — самая осведомленная в удивительной приязни Маяковского к Лиле Брик, поведала нам одну из многих версий истории их любви. Как бы то ни было, Лиля Брик вдохновляла Маяковского на творчество. Большинство его произведений посвящено Лиле. Магические инициалы ЛЮБ при их повторении превращались в бесконечное ЛЮБлю.
Это слово в сотнях писем Маяковского и в названии его поэмы. В конце концов три буквы на этом камне были на кольце, подаренном поэтом своей возлюбленной, они стали эпитафией их привязанности. Маяковский, известный как трибун революции, оказывается, был самым ранимым в истории влюбленным. Его неподдельная страсть, искренняя и неизменная, как и все его творчество, были посвящены Лиле Брик.
Потому все недостатки как самого поэта, так и Лили Брик, — ничто в сравнении с тем эталоном любви, который они вольно или невольно показали всему миру, возвратив всех нас к идеалу Данте и Беатриче…
Маяковский — талантливый поэт с пылкостью Ромео и с характером игрока и позера в конце концов исчерпал себя. Лиля Брик пережила многих из тех, кто ее обожал, и в возрасте далеко за восемьдесят, избавляясь от тяжелого недуга, в августе 1978 года ушла в мир иной с помощью снотворных таблеток.
Она знала наперед, что ей не место на Новодевичьем, где покоится Владимир Маяковский. Она заранее позаботилась о том, чтобы никто не глумился над ее последним пристанищем. В завещании она просила развеять свой прах над этой поляной, сбегающей к Москве-реке, на самом краю леса, окаймляющего село Волково, Бушарино и Рязань.
Теперь камень на этом месте всем приходящим сюда говорит люблю. А Лиля Брик делит успех поэта Маяковского и его славу, невзирая на тщетные попытки завистников очернить гения поэзии и гения любви. Борис Пастернак, испытав на себе притяжение Лили Брик, писал:
Быть женщиной великий шаг,
Сводить с ума — геройство…
Уже в сумерках мы пустились в обратный путь, и я подумал, что в букет чудес Звенигорода по праву вписались имена Владимира Маяковского и Лили Брик благодаря этому Камню. И это наряду с Чеховым, Орловой, Танеевым и другими знаменитостями, почитавшими этот звенящий край любви и покоя на берегах неспешно журчащей Москвы-реки.
Звенигород — это благодать, крепкое плечо, отдушина, отрада сердцу и уму. Отзывы множества гостей твердят одно и то же: славный ты наш, незабываемый… И вот город обзавелся куда более звенящим символом, чем Подмосковная Швейцария или память о великих в искусстве, которых притягивала сюда витающая и непостижимая любовь, щедро разлитая в чарующих пейзажах.
Камень Любви будет привлекать к себе сотни людей, и туристское будущее Звенигорода станет сродни Парижу — притягательному месту для влюбленных.