«Хаки (из хинди ख़ाकी „пыльный“, далее из перс. خاکی „пыльный, земляного цвета“) — название пыльно-землистых оттенков от грязно-жёлтого до зеленовато-коричневого, „защитного“ цвета».
Однако это обоснование цвета грязи было подведено гораздо позже, а вообще Хаки (именно так, с большой буквы) — это имя (или фамилия, в разных источниках трактуют по-разному) индийского портного, который впервые пошил мундиры для английских солдат цвета «болотной тины».
А заказал эти костюмы простой аглицкий майор Ходсон, выпускник Кембриджа, увлекавшийся до армии рисованием. В 1848 году в Индии он командовал батальоном разведчиков, которому, кроме всего прочего, предписывалось «ловить бандитов в зоне ответственности». Естественно, как вражеские солдаты, так и простые бандиты, увидев красные мундиры солдат Её Величества, быстро скрывались или метко стреляли по прекрасным, далеко видимым мишеням.
Майор, с его нетривиальным мышлением художника, а не профессионального военного, исправил ситуацию довольно нестандартным образом — одел солдат в невзрачные, пошитые местным портным костюмы, незаметные на фоне выжженной растительности. Поскольку портного звали Хаки, так же назвали и необычный цвет костюмов. Кстати, после этого «переодевания» батальон майора Ходсона достиг таких впечатляющих успехов, что майор быстро дослужился до генерала. Получив пехотный корпус, генерал Ходсон переодел и его солдат в болотные костюмы. И был отправлен начальством в отставку. За самоуправство. Нечего нарушать традиции…
О «болотной униформе» вспомнили лишь полвека спустя. 1899 год. Юг Африки. Англо-бурская война. Неся огромные потери от снайперского огня бурских стрелков, вооруженных дальнобойными винтовками, английское командование было вынуждено снова одеть солдат в мундиры цвета хаки.
1906 год. Россия. Осмыслив итоги русско-японской войны, российское военное командование сменило белую полевую форму солдат и яркие мундиры офицеров незаметной формой серо-зелёного цвета.
Начало Первой мировой войны. В цвет хаки одеваются почти все армии мира. Ну, кроме французов, которые ходили в атаки в своих разноцветных кепи и светло-голубых мундирах. Потери, соответственно, были огромные. В 1918 году даже самые консервативные французские военачальники изменили многовековой традиции в пользу полевой военной формы «цвета грязи». С тех пор цвет хаки стал ассоциироваться только с армией. В этот цвет «перекрашивается» одежда, военная техника и снаряжение. Цветом хаки с тех пор называют широкую гамму зеленовато-серо-желтых оттенков. Краска цвета хаки для военной техники всегда матовая, она не дает демаскирующих бликов.
Проведённые во многих странах перед Второй мировой войной исследования показали, что цветами, максимально затрудняющими визуальное выделение объектов практически на любой местности (кроме нетронутого снежного покрова), являются: желто-серый, светло-коричнево-зеленоватый, зеленовато-серый, голубовато-серый и оливковый. Не все эти цвета сегодня называют хаки. Так, грязновато-зеленовато-серый, цвет полевой униформы немецкой армии в Первой и Второй мировой войне называется «фельграу».
Долгих полвека костюмы цвета хаки были привилегией военных. Но вот в начале 60-х известный художник Эндрю Уорхолл шокировал публику на официальных приёмах, появляясь в «почтенном обществе» в костюмах «светло-грязного» цвета.
И тут… пошло-поехало. Стиль сафари, одежда защитного цвета свободного покроя, полюбился не только мужчинам, но и женщинам. Из отчёта компании Levi Srauss & Со перед акционерами в 1986: «В этом году примерно 20% всех мужских и примерно 15% женских брюк были цвета хаки». Модные тенденции тут же были подхвачены другими производителями.
А с начала 90-х годов XX века практически все мировые производители выпускают элегантные деловые костюмы цвета хаки.
Именно с тех пор цвет хаки позиционируется производителями одежды как «цвет силы, свободы и энергичного стиля жизни». Появляются новые ткани, которые окрашивают в цвет хаки: грязеотталкивающие, водонепроницаемые, которые не нужно гладить
В конце XX века цвет хаки постепенно уходит из вооруженных сил и больше перемещается «на гражданку», продолжая олицетворять силу, свободу и энергичный стиль жизни. И сдавать свои позиции явно не собирается.