Но уделив необходимое внимание эпохе, возвратимся к фигуре короля, к его перипетиям долгой жизни. В возрасте десяти лет его обручили с принцессой Елизаветой — старшей дочерью короля Франции Генриха IV (знаменитого Генриха Наваррского Дюма, супруга Королевы Марго).
Но матерью её была не Королева Марго, а Мария Медичи. А Людовик XIII был младшим её братом. С 1621 по 1644 Елизавета была, таким образом, королевой Испании (интересно, что, приехав в Испанию, Елизавета сменила имя став, Изабеллой, т.к. имя Елизавета у испанцев непопулярно).
У юной Елизаветы-Изабеллы был тайный поклонник — Перальта (Хуан де Тассис-и-Перальта), граф Вильямедьяна, между прочим, выдающийся поэт эпохи барокко, он прославился при дворе колкими эпиграммами на герцога Лерму, некоронованного властелина Испании при отце Филиппа IV — Филиппе III.
Граф был под наблюдением Инквизиции, подозревался в содомии, 21 августа 1622 он погиб во время пожара на «балу Масок» в Мадриде, среди возможных заказчиков убийства называют короля Филиппа IV и графа-герцога де Оливареса. Позднее, в XIX в., это загадочное убийство стало темой нескольких народных романсов, а затем — исторических драм и романов.
Последний ребенок Елизаветы-Изабеллы, инфанта Мария-Тереса, позже станет королевой Франции, выйдет замуж за племянника, будущего короля Людовика XIV.
Елизавета-Изабелла была известна своей красотой, умом и благородством, которые сделали ее очень популярной у испанского народа.
Однажды она сыграла важную политическую роль в истории. В 1640 году началась «война жнецов» — каталонское национальное восстание. Восстание стало ответом на попытки графа-герцога Оливареса уничтожить традиционную автономию. Основными причинами недовольства стали набор каталонцев в итальянскую армию испанского короля и размещение на территории Каталонии королевской армии, укомплектованной иноземцами.
Местная элита выдвинула лозунги отделения Каталонии от Испании. За помощью она обратилась к французскому королю Людовику XIII, который находился в состоянии войны с испанцами.
Мятеж полыхал до 1659 года, почти 20 лет, выход был найден после военного поражения восставших, королева выступила «заступницей каталонских подданных» перед супругом, противостоя всемогущему графу-герцогу Оливаресу. Слабая женщина победила, взяв с короля Филиппа IV обещание подтвердить старинные каталонские привилегии (которое и было отчасти исполнено в январе 1653). А вскоре Оливарес пал.
В 1629 г. родился старший сын Филиппа и Елизаветы-Изабеллы — Бальтазар-Карлос. Он носил титулы Принца Астурийского и Принца Португалии. В 1646 году отправился на север Испании со своим отцом. Он заразился оспой в Памплоне, столице Наварры, и умер в возрасте шестнадцати лет 9 октября 1646 г. Для отца, недавно потерявшего супругу, смерть единственного сына стала страшным ударом.
Оставшись без наследника, Филипп в 1646 году женился вновь — и опять, к несчастию, решено было «крепить родственные связи в доме Габсбургов». Его избранницей стала родная племянница, дочь родной сестры Марии-Анны и императора Фердинанда II — Марианна Австрийская.
Этот брак привёл к катастрофе — четвертый подряд кровнородственный брак (имбридинг) в генетическом отношении означал то же самое, если бы Филипп женился на родной сестре!
Филипп и Веласкес
Мы имеем портретную галерею всех без исключения членов семьи короля Филиппа IV, написанных кистью одного и того же великого художника — Диего Веласкеса.
Ещё в 1623 году молодого Веласкеса представили ко двору и он написал свой первый портрет короля Филиппа. В 1627 король объявил конкурс на звание лучшего художника Испании и на нём победил Диего Веласкес.
У Филиппа установились очень хорошие, даже дружеские отношения с художником, он неизменно заказывал один за одним портреты своих детей, спонсировал творческую поездку Веласкеса в Италию, длившуюся полтора года.
По примеру короля свой портрет Веласкесу заказал и граф-герцог Оливарес. Скульптор Хуан Мартинес Монтаньес, работая над конным памятником королю (который, как сказано выше, сейчас стоит в самом центре Мадрида), использовал опять-таки одну из картин Веласкеса, где король изображён верхом на лошади.
Когда в 1642 и 1644 г. король совершил поездку в Арагон, Веласкес неотлучно находился при Филиппе.
В 1656-м Веласкес пишет свою самую прославленную картину — «Менины». Эта необычная картина не просто изображает королевскую Семью, в центре её — юная инфанта Маргарита. А рядом с кистью в руке стоит сам Веласкес. Рядом с художником — зеркало, в котором заключается главная загадка и тайна картины: предположительно, в нём отражаются силуэты родителей юной инфанты — короля Филиппа и королевы Марианны.
«Менины» — своего рода символическая головоломка, которую разобрал Мишель Фуко в книге «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», в Главе I «Придворные Дамы». «Менины» — это не картина, это — зеркало, считает М. Фуко. Я бы добавил, что это удивительное явление четвёртого измерения — времени.
С этой загадкой связан (предположительно) тайный ритуал испанской и европейской традиционной монархической сверхидеи. Шедевр Веласкеса (он находится в королевском Музее Прадо) собой олицетворяет христианскую и католическую Европу, и перед ним происходит «посвящение и причащение» некоему тайному монархическому Ордену, который, якобы негласно и незримо, наблюдает и направляя определяет политические процессы.