Что касается Греции, то археологические раскопки позволили извлечь обуглившиеся плоды горького миндаля из слоёв, датируемых аж четвёртым тысячелетием до нашей эры! Ай да греки, ай да молодцы!
Вероятно, к тем же временам относится и проникновение культуры миндаля в иные страны Средиземноморья — на Пиренейском полуострове, на североафриканском побережье, появление миндаля у египтян и ливийцев.
Этому, конечно, способствовало мореплавание и торговля финикийцев — они на своих кораблях приходили не только во все государства Средиземноморского бассейна, а даже через Атлантику добирались до Балтийского моря ещё за 4 тысячи лет до нашей эры!..
Всё же в Скандинавии с миндалём как с «орехом» познакомились, по всей видимости, довольно поздно — в четырнадцатом веке. Особо «миндальничать» здесь с ним не могли — северный климат не позволял, и, естественно, попытки возделывания столь южного растения были обречены на провал.
В континентальную Европу, отделённую горами и расстояниями от тёплого средиземноморского побережья, миндаль тоже проник поздновато. Первое упоминание о культивировании этого растения во Франции мы можем встретить, пожалуй, только в «Капитуляриях» Карла Великого, что датируются началом девятого века. Здесь имеется информация, что миндаль выращивают в садах на юге Франции.
Под именем «восточного орехового дерева» миндаль добрёл вскоре и до Британии — но культура его здесь как-то не привилась. Хотя могла бы. Вероятно, англичане тоже не из тех людей, что склонны «миндальничать»! Да и вся их история империалистических войн об этом явно свидетельствует.
Одним из первичных очагов культуры миндаля можно считать Ферганскую долину. Здесь расположен один из древнейших городов Таджикистана — Канибадам, прежде именовавшийся «Кенд-и-бодом», что значит «Город миндаля». Вот так, ни много ни мало! Здесь торговали превосходными сортами этого орехоплодного растения, и город известен был на всём Востоке.
И сегодня в Средней Азии ценят миндаль — хотя и вырубают его заросли где ни попадя. Но логики в человеческом обществе вообще маловато, не будем заострять на этом внимание.
В Таджикистане дикорастущий миндаль собирают с целью приготовления особого национального блюда под названием «умочи-бодом», или «каду-бодом». Плоды полностью измельчают — прямо с твёрдой оболочкой — и полученную массу смешивают с водой… «умачивают», что ли? Вскоре твёрдые частицы осаждаются, «миндальное молоко» успешно выпаривают — теперь получается нечто густое и неопределённое, в котором варят рис и тыкву. Причём варят одновременно.
Знающие люди говорят, что вышеупомянутое национальное блюдо имеет приятный вкус и особый аромат. И знаете, как-то веришь всему этому!..
Что касается интересного своей сложной историей Закавказья, то здесь культура миндаля уходит своими корнями в далёкие времена персидского господства. Тогда предшественница Ирана — Персия — похоже, успешно насаждала не только своё влияние, но и миндаль — то есть «миндальничала» с покорёнными народами? По крайней мере, сегодня закавказская культура миндаля сосредоточена в его восточной, наиболее засушливой части — в Азербайджане, Армении, восточной Грузии.
В самой Греции, несмотря на древность культуры, современное состояние «миндального дела» не выдерживает серьёзной критики. И не выдерживает никакого сравнения с масштабами выращивания миндаля в Испании или, скажем, в Италии. Реабилитируют всё дело разве что некоторые острова греческого архипелага — например, Хиос и Крит. А Кипр, относящийся уже к Азии, как раз может похвастаться — насаждения миндаля здесь можно встретить по всему острову.
Среди стран Северной Африки самые крупные промышленные плантации миндаля находятся в Марокко. Алжир и Тунис в этом плане занимают более чем скромную позицию.
О чём ещё мы забыли? Ах, да! Взять, скажем, всю Переднюю Азию. Только в Израиле миндалю уделяют сегодня должное внимание — здесь ему отдаётся предпочтение даже перед виноградом и цитрусовыми! Опять же, большую часть страны занимают весьма засушливые районы, а миндаль растение ксерофильное, приспособленное как раз к южному горячему солнцу…
И завершим очерк Афганистаном. По исследованиям