Миллиард в тумане или миллион в кармане? Что успел Кокорев. Часть 1

Реклама
Профессионал

Благодаря великой русской литературе, а также с лёгкой руки драматурга А. Н. Островского период первоначального накопления капитала в России всегда рисовался нам «тёмным царством». Однако со временем мы всё-таки узнали, что в этом тёмном было довольно много светлого, что не вредно вспомнить на новом витке спирали. Ведь мы как раз вернулись на стартовую площадку капитализма, где и восседаем вот уже двадцать лет, вздыхая и сетуя на историческую погоду.

А значит, самое время вспомнить про наших ударников капиталистического труда. Вполне допускаю, что их опыт кому-то может быть и полезным, и поучительным.

Имя Василия Александровича Кокорева стоит среди первых купеческих талантов России, восхищая, поражая, а также возмущая современников неординарностью и масштабностью своей натуры.

Реклама

Родился Василий Александрович на русском севере, в Вологде, в 1817 году в старообрядческой семье.

Именно старообрядцы дали России таких предпринимателей и меценатов, как Морозовы, Солдатенковы и Гучковы. Строгий жизненный уклад, безоговорочное почитание традиций и аскетизм, видимо, сэкономили их жизненные силы и целеустремили к другим вершинам, чтобы, используя помощь общины, всё же оказаться во многом выше её…

Всё началось с водки

Только лишь выучившись считать и писать, и этим завершив своё официальное образование, Василий всю свою энергию направил на достижение богатства, в чём изрядно преуспел. Правда, он всю жизнь жадно читал и всегда ценил образованных людей.

Реклама

Поневоле возникает крамольная версия, что образование в чём-то мешает свободному развитию личности.

Во-первых, мы лучшие гиперэнергичные годы тратим на то, чтобы заучивать чужие мысли, а не думать свои. Во-вторых, образование ума не прибавляет. Он или есть, или его нет. Интеллект не есть ум. Да и знания разумнее не приобретать впрок, а получать по мере надобности. Что и доказал Кокорев.

Изучая биографию Василия Александровича, неожиданно приходишь к мысли, что он мог бы быть родственником Остапа Бендера. В нём была, что называется, игра ума! Не было дела, которое он бы не застолбил, не было отрасли, в которой он бы не отметился. Кокорев успел столько, что этого хватило бы на три жизни. Широта его мировоззрения и инициатив поражает.

Реклама

Это и винная индустрия, и золотые промыслы, и железные дороги, и банковское дело, и нефтепереработка. Это в деталях, ну, а в целом карьера Кокорева высвечивает один из важнейших каналов формирования капиталов в России — винные откупа.

Винная индустрия привносила в те годы 45% всей казны, так что Василий Александрович, занявшись откупами, оказался в нужное время в нужном месте. И начал с того, что стал рубить сук, на котором сидел. В 1844 году, став поверенным одного откупщика, он в пух и прах раскритиковал существующую систему сбора винного налога, предложив свой законопроект и попросив при этом «неисправный» откуп для своего эксперимента.

Эксперимент прошёл блестяще, его предложения вошли в практику, при этом многие оценили разумного и деятельного Кокорева. Всего, благодаря его нововведениям в этой отрасли, он добавил казне почти два миллиарда.

Реклама

К нему потянулись люди, а людей он любил, обладая исключительным умением обращать свои связи в капитал. Правда, сановитых друзей он никогда не забывал поощрять, ибо технология взаимоотношений бизнеса и чиновников за последние 200 лет особо не изменилась.

Однако по натуре Василий Александрович был ещё и артист и любил при случае сыграть роль этакого благодетеля, а ля Монте Кристо.

Смотрит он, например, в окно и видит человека с ужасно грустной физиономией, посылает спросить, отчего грусть. Ответ: жена больна, денег нет. Приказ питейной конторе: выдать 1000 рублей. Прознав о таком случае, некоторые пройдохи любили гулять под его окнами.

Заработав 6 или, может, 7 миллионов (тогда журнала Forbes ещё не было, и чужие деньги толком считать никто не умел), Кокорев решил от периода накопления перейти к учредительской деятельности, причём в самых разных сферах. Деловое чутьё его и тут не подвело.

Народ, радуясь отмене крепостного права в 1861 году и наслаждаясь свободой, почему-то почти бросил пить. Даже питейный откуп вскоре пришлось отменить. Загадочная русская душа и на сей раз проявила себя неординарно…

Продолжение следует

Реклама