Музыка барокко: какой она была?

Реклама

Франция и Танцующий Король-Солнце

Как не хочется покидать Италию, а пора! Барокко — это только по времени короткий период, а по размаху музыкального расцвета — огромный. К сожалению, обо всех мастерах барокко рассказать не удастся. Ну да как-нибудь в другой раз. А сейчас — «в Париж, по делу, срочно».

Во Франции тоже появилась своя национальная опера, причем со своим собственным обликом, отличным от итальянского (хотя и испытавшим влияние). Основатель ее — крупнейший французский композитор Люлли (ударение на последнем слоге).

Люлли и Король-Солнце

Жан Батист Люлли (рожденный в Италии как Джованни Баттиста Лулли) — появился на свет 28 ноября 1632 года во Флоренции в семье мельника. Учился музыке у францисканского монаха. В детстве подающего надежды мальчика увезли в Париж. А дальше — блестящая карьера придворного музыканта при дворе Людовика XIV (Короля-Солнце).

При дворе Люлли писал музыку для постановок спектаклей знаменитого Мольера, балеты, оперы. В балетах он танцевал сам — вместе с Королем-Солнце. Или дирижировал музыкой для короля.

Реклама

Такой монарх был Людовик XIV — представал перед подданными в разных танцевальных ролях, то Солнца, то Аполлона, очень любил танцевать. Между прочим, эпоха правления Короля-Солнце известна в истории как Великий век, его французы определяют как век расцвета культуры и искусства.

Реклама

Люлли и Короля-Солнце связывали чуть ли не дружеские отношения: например, Людовик скреплял свадебный контракт Люлли.

Однажды Люлли, отбивая ритм оркестру тростью, поранил ею ногу. Рана не зажила, началась гангрена. От ампутации ноги Люлли отказался. 22 марта 1687 года композитор умер.

Неожиданно во второй половине ХХ века вся музыка Люлли была снова сыграна и записана. И, конечно же, музыка Люлли звучит сейчас в Версале. На этом история не кончается.

Реклама

«Король Танцует»

Это совместный кинофильм 2000 года (Франция, Германия, Бельгия — «Le Roi danse»). Картина полностью посвящена Королю-Солнцу и Люлли (по пьесе Филиппа Боссана «Люлли, солнечный музыкант»). По фильму — увлечение танцами и музыкой становится у монарха государственной политикой, как некий дерзкий ответ католической церкви. У фильма — 5 номинаций на премию «Сезар».

Реклама

«Армида» и бодибилдинг

Более того, музыка из оперы Люлли «Армида» вошла в английский кинофильм «Ария» 1987 года. Этот эпизод, режиссером которого был знаменитый Жан-Люк Годар, повествует о быте бодибилдеров. Там есть и женщины-«ню», и бодибилдеры, и все это под музыку Люлли.

В фильме «Ария» звучит также и музыка Рамо.

Дядя племянника Рамо

У французского писателя и философа Дени Дидро есть знаменитое сочинение «Племянник Рамо». У этой книги довольно запутанная история в связи с тем, что все бумаги Дидро приобрела российская императрица Екатерина Вторая. Сейчас это не предмет обсуждения, важно то, что воображаемый сатирический диалог происходит между Дидро и племянником композитора Рамо.

Реклама

Жан-Филипп Рамо — крупнейший французский композитор и теоретик музыки (25 сентября 1683 — 12 сентября 1764 г.). Он родился в многодетной семье органиста, сначала узнал ноты, потом — буквы.

Реклама

Как пишут, о первых 40 годах жизни композитора мало известно. Свою оперную карьеру он начал к 50 годам. И весьма успешно. Хотя ему (возможно) мешала вражда с великим мыслителем Жан-Жаком Руссо, который тоже стремился к музыкальной карьере (сочинив, кстати, свою оперу). Жан-Филипп Рамо также стал придворным музыкантом.

Рамо — автор многих (очень важных для своего времени) теоретических работ, сборников пьес для клавесина, опер. Названия пьес дают представление и о музыке — например, «Тамбурин», «Молоточки», «Перекличка птиц», «Курица», «Дикари». Творчество Рамо высоко ценил Вольтер.

Реклама

Многочисленные и талантливые Куперены

Клавесин, перстам твоим послушный,
Зазвучал: я слышу гимн небесный —
И стою, как истукан бездушный,
И парю, как гений бестелесный
.
В. Бенедиктов. «Из Шиллера»

В барочной Франции сложилась замечательная школа композиторов, сочиняющих для клавесина. Значительная часть этих талантливых музыкантов носила одну фамилию — Куперен.

Когда во Франции появились музыканты-Куперены, до конца не ясно, но уже в XIV веке многие Куперены, занимавшиеся самой разнообразной деятельностью (финансы, юриспруденция), были одновременно и музыкантами. Всего Куперенов около двух десятков. Здесь достаточно упомянуть двоих Куперенов.

Реклама

Луи Куперен (1626 — 29 августа 1661 г.) — композитор, органист, клавесинист. Франсуа Куперен Великий — (10 ноября 1668 — 11 сентября 1733 г.) — композитор, органист, клавесинист. Оставил несколько сборников пьес, каждая из которых — маленький живописно-музыкальный шедевр («Бабочки», «Ветряные мельницы», «Жнецы», «Влюбленный соловей», «Напуганная коноплянка», «Тростники», «Недотрога», «Мошка»).

Музыка французских клавесинистов — одновременно и земная, и парящая, и «сюжетная», и отстраненная, она исключительно изящна и прозрачна, она обманчиво проста.

Реклама

Если коротко суммировать то, что можно сказать о музыке барокко в Италии и Франции: появились новые инструменты. Многие из них, как и барочная музыка, снова востребованы.

Появились и новые жанры, появился и новый стиль, или манера, письма. Если раньше основной техникой была полифония, то теперь появилась гомофония. Если очень коротко: полифония — это очень сложный тип многоголосного письма (горизонталь). Гомофония — это то, что абсолютно привычно нашему слуху, то есть мелодия с сопровождением (вертикаль). Причем именно тот тип мелодии, который мы и сейчас слышим отовсюду.

А тот, кто играет на гитаре и послушал Вивальди, не мог не «услышать» пресловутую последовательность аккордов

Реклама
. Которая с пугающей периодичностью звучит в 99,99% сегодняшних песен. А уж почему этот аккордовый ход настолько веками жив — вопрос к социопсихологам и (возможно) биохимикам. А также — к совести сочиняющих.

Еще невозможно не заметить одну очень важную вещь: власть и музыка. Те, кто имел немалое мужество прочитать все предыдущие, самые трудные тексты, не могли не заметить, что практически все музыканты тех эпох были так или иначе востребованы властью. Любая власть — и церковная, и светская — всегда прекрасно понимала важность такого явления, как музыка.

И последнее: к тому времени в Западной Европе уже сформировалось и множество танцев. Но танцы — это отдельная большая тема, хоть и не может танец существовать без музыки, но все же требует отдельного рассмотрения. А нам пора в Германию — к Генделю и Баху.

(В комментариях можно послушать музыку и посмотреть сцены из фильма).

Продолжение следует…

Реклама