Удивительное дело произошло с музыкой. Во-первых, раннее Средневековье демонстративно не замечало наследия античности. (Возвращение к ценностям и идеям эллинистической культуры произошло только в эпоху Возрождения. Зато интерес к культуре Средневековья вспыхнул совсем недавно и перешел в наш, XXI век.)
Во-вторых, на протяжении многих веков музыка звучала только в церкви. То есть единственные сохранившиеся письменные музыкальные памятники родились в церкви и известны благодаря церкви. Очевидно, что народная музыка существовала и как-то взаимодействовала с духовной. Но о народной музыке известно немного, а светской, видимо, практически не существовало — она расцвела только через несколько веков.
Как чувствовал себя и воспринимал мир человек Средневековья? Он нисколько не напоминал человека античного мира. Человек Средневековья, образно говоря, жил на пороге Чистилища. Это был глубоко религиозный человек. И весь характер средневековой культуры, искусства и образования определяется зависимостью от христианской церкви.
Но раннехристианская церковная музыка не могла появиться ниоткуда. Были унаследованы приемы псалмодии из ритуального древнеиудейского пения, склад ряда песнопений восходит к музыкальным традициям Сирии, Армении и Египта. Воспринимая образцы древней религиозной музыки, безвестные церковные композиторы перерабатывали их, создавая то, что дошло до наших дней.
Но не все остались безвестными. Некоторые имена первых «композиторов» известны и даже многим знакомы. До сих пор в некоторых районах (Милан в Италии) используется так называемое амвросианское пение, полностью дошел и повсеместно остался (в католицизме) григорианский хорал — и то, и другое названо по имени двух крупных церковных деятелей.
Епископ и папа
Амвросий (ок. 340−397) — епископ, креститель блаженного Августина, святой католической и православной церкви. Авторитет Амвросия был столь велик, что его «слушались» императоры, а народ приписывал ему многочисленные чудеса, в том числе и то, что он воскресил умершего мальчика.
Как «музыкант», святой Амвросий известен созданием так называемого антифонного пения (используется до сих пор). А также ему приписывается авторство некоторых гимнов. С одним его гимном может быть знаком человек, далекий от всех религий — это гимн Te Deum («Тебя, Бога, хвалим»). Дело в том, что через полторы тысячи лет французский композитор Марк-Антуан Шарпантье написал свою музыку к словам, а еще через несколько веков Прелюдия к этому гимну стала музыкальной заставкой Евровидения (чем сейчас и является).
Григорий I Великий (ок. 540−604) — папа римский, почитается католической и православной церковью («Двоеслов»).
Григорий Великий тоже известен как один из учителей церкви. А также как основатель
Григорианский хорал поют сейчас, он же лег в основу уже многоголосной европейской музыки. Позже он стал называться cantus planus — кантус планус — «ровное пение». Из этого «кантус» — песня — родилось слово «шансон».
В конечном итоге весь (католический) мир был охвачен единообразным музыкальным стержнем богослужения (с некоторыми вариациями на севере Италии и в Испании). В настоящее время к григорианскому хоралу вспыхнул уже новый интерес, так сказать «светский»: кроме богослужебной практики, его используют представители поп- и рок-культур (Enigma и другие).
Один из известных авторов гимнов — монах Ноткер Заика (840−912 годы). Он считается создателем около полусотни гимнов-секвенций. Монаху Гвидо Аретинскому человечество обязано появлению известной нам записи нот.
Судный день — День гнева
Многие христианские хоралы и гимны впоследствии разрабатывались крупнейшими композиторами, некоторые стали фактически культурным достоянием человечества. К таким гимнам относится знаменитый «День гнева» (
Автором гимна считается францисканский монах и поэт Фома Челанский (это уже XIII век, 1200−1265 годы). Этот гимн можно услышать в музыке Берлиоза, Листа, Верди, Сен-Санса, Рахманинова — причем, не единожды, Шостаковича.
Кого интересует поп-культура, могут послушать песню «La mort» Жака Бреля, испанскую рок-группу Dark Moor или испанскую же Mägo de Oz, немецкую готик-метал-группу Aeternitas, итальянскую рок-группу Rhapsody of Fire, шведскую блэк-метал-группу Dissection, голландскую симфоник-метал группу Epica, и так далее.
«Где-то в доме (хотя, может, это ему приснилось) хор запел Dies Irae в кантус плянус».
Пинчон Томас, американский писатель-постмодернист, лауреат Национальной книжной премии, роман «V».
Не только хоралы Средневековья оказали влияние на дальнейшую историю музыки. Многие темы и сюжеты оказались востребованы в дальнейшем. Текст и идея Судного дня активно использовался в литературе: от Вальтера Скотта и Гёте до Курта Воннегута и Умберто Эко («Имя розы»). У Оскара Уайльда есть Сонет «На пение Dies Irae в Сикстинской капелле», в «Призраке оперы» мастера французских детективов Гастона Леру сам Призрак использует этот гимн.
Средневековые «ужастики»
Еще один из наиболее популярных сюжетов — Пляска смерти. Этот аллегорический сюжет из драмы и живописи перешел позже в музыку и в кинематограф (Ф. Лист, К. Сен-Санс, М. Мусоргский «Песни и пляски смерти», Д. Шостакович, рок-группы — в музыке, также фильмы «Правила игры» Жана Ренуара, «Седьмая печать» Бергмана, «Рим» Ф. Феллини и так далее). У Стивена Кинга есть книга «Пляска смерти» («Danse Macabre») о жанре ужасов. Не от Средневековья ли пришла к нам эта тема в виде романов-ужасов, фильмов ужасов?
Также интересен, по-видимому, спектакль белорусской театральной группы DiGrease’s Buffoon Theatre (Плутовской театр), работающий в стиле карнавальной уличной культуры Средневековья. Спектакль также называется «Пляска смерти» («Danse Macabre»).
Что касается вообще смеховой культуры Средневековья — это отдельная тема, она хорошо освещена в книгах философа М. Бахтина. Человечество всегда любило посмеяться, в том числе и над тем, что считалось священным.
Издавна известен ритуал Ослиной мессы (или Ослиной обедни). Сюжет — евангельский (осел с Марией и младенцем на пути в Египет). Известна фраза, с которой народ обращался к ослу: «Сир, да вы всего лишь осел, шли бы вы лучше куда подальше!». «Ослиную прозу» написал в XIII веке архиепископ Пьер Корбейль.
Из восточных стран
Прибыл к нам осел,
Сильный и красивый,
Годный для поклажи.
Эй, господин осел, спойте,
Откройте прекрасные уста,
Получите вволю овса и сена.
Музыка «Ослиной прозы» носила чуть ли не танцевальный характер. Народная стихия вторгалась в музыкальную культуру Средневековья. А сама эта культура вызывает сейчас острейший интерес во всем мире — не только в среде профессиональных музыкантов, но даже более в среде рок- и фолк-музыкантов. Почему — сложный вопрос и особая тема.
Возвращаясь к Средневековью, нужно сказать, что музыка в Восточной Римской империи отличалась от той, которая сформировалась в Западной Европе. О древнерусском духовном пении можно прочитать здесь.
О трубадурах и любовной лирике можно будет прочитать в следующий раз. А послушать музыку Средневековья можно в комментариях.