Городок Анна (официально — поселок городского типа) по узаконенной версии назван по имени реки, на которой стоит, и происхождение названия никак не связано с прекрасным женским именем. Но существуют и другие гипотезы.
Имя, данное малышу родителями, далеко не всегда отражает его сущность. И пусть считается, что «имена даются свыше» или «в имени заключён характер-судьба». Если они и даются свыше, то легко меняются с той же вышины, не говоря уже о таких неустойчивых образованиях, как судьба. И поэтому мы не знаем, каким образом тюркское слово «ана», означающее ольху, превратилось в женское имя «Анна», означающее милосердие. История — вообще наука ненадёжная, в отличие от метафизики, которая утверждает, что у любого явления существует миллион причин и последствий. И мы, начиная небольшую экскурсию в прошлое, аккуратно прикоснёмся к имеющимся в распоряжении фактам.
…Слобода Анна была основана в 1698 году вольными поселенцами Иваном Присёлкиным с товарищами. В XIX веке Анна находилась в пределах Бобровского уезда Воронежской губернии. С 1928 года стала районным центром.
Столетия существования Прибитюжья между Русью и степью оставили память о себе во многих географических названиях тюркского происхождения, укоренившихся в русском языке в XVII веке, во время промыслового освоения Битюцкого ухожья. Названия Битюга и его притоков Анны, Курлака, Тойды, Чиглы были переняты от татар, и только потом по речкам были названы сёла.
Храм Рождества Христова — центральная достопримечательность городка. Расходы по его постройке взяли на себя владельцы имения в селе Анна князь Владимир Барятинский и его супруга Надежда. Проект был заказан архитектору
Храм строился пять лет. Когда же он был готов, современники поражались его красоте, необычной для сельской местности, архитектурному богатству, величине. Главный его иконостас имел семь ярусов, два придельных иконостаса — по четыре яруса. Живопись была выполнена лучшими иконописцами Санкт-Петербурга. Иконостас покрыт тонкой изящной резьбой и позолотой. В храме было устроено центральное отопление — в те времена это было редкостью даже в крупных городах…
* * *
Елена Демидова, прожившая в Анне 15 лет и написавшая книгу о ней, рассказывает:
«Особая история с Петром первым. Она, правда, ко всем селам по Битюгу относится. К концу 17 века в этих местах стало потише, татар отогнали, хотя набеги ещё были, и по лесам стали селиться беглые крестьяне и прочие сильные и смелые люди. В 1698 году по реке прошла экспедиция некоего Ивана Жолобова с тем, чтобы всех переписать и разведать места. Поэтому и дата — 1698 — тогда село было. А потом Пётр начал строить флот. Приехал, ему пожаловались, что они лес себе на дома рубят и на топливо, он повелел всех выселить и типа домой к помещикам. Конечно, они бежали дальше — на Дон и Кубань. А потом через пару лет опять приезжает, а работников, которые флот строят, кормить надо. Крестьяне нужны, которые хлеб выращивают. Опять как главный помещик страны распорядился — и дали разнарядку московским помещикам — по столько-то крестьян с семьями выделить и пригнали их сюда. В 1701 году. Ну, дальше история длинная была…
Из более близкого. Первая жена Жукова, мать его дочерей, родилась в Анне. Её отец был агентом по продаже швейных машинок, мать путешествовала с ним, приспичило рожать в Анне. Там её и крестили. А он сам, Жуков, потом приезжал сюда во время войны в штаб генерала Ватутина…
Ещё одна история. У Федора Ростопчина был сын, а у него жена. Звали ее Евдокия Ростопчина — она была известной поэтессой своего времени, её очень любил и ценил Пушкин. Она в Анне подолгу жила и когда Пушкин умер, недописанную тетрадь его, в которой Пушкин писал стихи, Жуковский прислал ей в Анну, считая, что она с большим правом, чем другие, может продолжить ее своими стихами…"
* * *
Наше знакомство с Анной началось… с обычного пакета из-под молока, на котором и было обнаружено имя поселка. Благодаря молочному бизнесу он прославился на всю страну, а легенда гласит, что самое вкусное мороженое в мире делается именно в Анне. И, по отзывам туристов, поспорить с Анной в этом вопросе может разве что Флоренция.
90 километров от Воронежа на юго-восток — и мы осторожно ступаем на аннинскую землю. Город встречает нас ласковым солнцем, песнями достопочтенных петухов, неторопливостью жизни и полным отсутствием привычной деловой суеты.
Кто-то скажет: таких маленьких «деревенских» городков — пруд пруди, и все они как две капли воды похожи друг на друга. Но будучи в Анне, неожиданно сталкиваешься с парадоксом: при сходстве формы (например, вся советская атрибутика, включая вождя на как бы центральной площади) не обнаруживаешь ничего общего в содержании — даже если просто закрыть глаза и вдохнуть полной грудью ничем не отравленный вкусный воздух. И понимая, что уникальность — в похожести, а внешнее и внутреннее настолько связаны, что не знаешь, чему верить, мы проходим мимо вождя, лукаво подмигивающего с высоты и шепчущего что-то на своём индейском наречии. И окунаемся в освежающую белизну фонтана, переливающегося в лучах зачарованного солнца мириадами ослепительных брызг. И глядя на самые обычные кафешки с милыми названиями — «Аннушка», «У Ани», мы понимаем, что ещё триста лет назад перевели Анну с языка людей на язык наших сердец.
И её сразу же хочется обнять — настолько нежным и родным кажется это неприхотливое женское существо. Но извечно работающий вхолостую рассудок вмешивается: «Да что вы! Городок как городок — разбитые дороги, затюканные проблемами люди, стандартный набор — храм-вождь-памятники-героям-войны…» Но мы видим супермаркет с простым названием «Магнит» — и не можем понять, какая-такая притягательная сила поселилась здесь, в Анне, среди ассортимента нелепых ожиданий.
И пусть кто-то перелистнёт страницу с затерянным в чернозёмной глубинке городком — а кто-то, как и мы, на миг остановится и… улыбнётся этой небывалой нежности. И попробует познакомиться с ней поближе: «Анна… Анюта… Аннушка». А она сразу же откликнется, потому что — живая и настоящая. И наш гость, может быть, впервые в жизни почувствует тихую, незаметную и самую прочную на свете связь — между человеком и Богом.
А мы, проезжая мимо Храма и купаясь в аромате спокойствия и безопасности, движемся к речке, чтобы прикоснуться к её чистой несущей жизнь воде. Попутчики в маршрутке принимают неожиданных гостей города за инопланетян — а мы верим, что туристический бизнес просто обязан здесь наладиться, и город обречён на великое будущее. Мечтая о музее Анны, спонсорами которого выступят Анны со всех концов планеты, мы минуем певучий лес и оказываемся в непосредственном контакте с речкой Битюг, куда падаем по очереди, как ёжики в тумане.
Позволяя искусать себя предельно активным у реки комарам, мы выливаем воду из кроссовок и движемся в сторону автостанции, сметая всё мороженое с попадающихся на пути прилавков. Мы садимся в машину и говорим Анне «До свидания!», а она мгновенно откликается песней из водительского радиоприёмника: «Гуд бай!»
Мы покидаем Анну со смешанными чувствами: так быстро познакомились, так нежно соприкоснулись, так почувствовали друг друга… и не хочется расставаться! А с другой стороны — мы больше никогда не расстанемся, увозя из Анны — истинной женщины без пола и возраста — пронзительное ощущение Настоящего в своём сердце.