Детство, отрочество и раннюю юность она проводит в Малороссии, Саратове и Тифлисе, очень рано потеряв мать. Потом очень недолго проживает на Кавказе и в семнадцать лет покидает Россию. Будет жить в странах Европы и США, Индии и Британии.
Ей будет суждено сделать то, что до нее не делал никто. Она под непосредственным руководством и в сотрудничестве с Великими Учителями и самим Владыкой таинственной Шамбалы Махатмы Майтрейи Мории даст миру учение, равного которому до нее не создавал никто.
Впервые, вопреки тупиковым позициям узкоматериалистической науки, клерикального одеяния и неубедительности церковного догматизма религиозных толкований, было дано в синтезе науки, философии и религии сокровенное знание, проливающее свет на истину. В таком синтезе впервые за многие тысячелетия как раз и была дана сама Истина. И эпиграфом к ее главным трудам не случайно избрано утверждение — «Нет религии выше истины».
Сегодня мы имеем возможность изучать все, что она написала (в советское время цензура не пропустила бы подобных изданий), а это более двадцати книг: они изданы и есть в продаже.
Особенно значимыми, как, впрочем, и сложными для постижения, остаются двухтомник «Разоблаченная Изида» и трехтомник «Тайная доктрина». Другие ее работы для изучения не намного легче, но значимость и значение их для будущего и эволюции человечества нисколько при этом не уменьшается. Даже наоборот. Более того, их актуальность растет и будет возрастать в дальнейшем, ибо эволюция человечества без истинных знаний невозможна. Как невозможна полноценная жизнь человека без понимания основ мироустройства. Законов и принципов мироздания, цели, смысла и путей эволюции человечества, человека, Земли и Вселенной.
До издания ее трудов (а это было в 70−80-х годах девятнадцатого века осуществлено впервые) широкого доступа к этим знаниям, в первую очередь, у представителей западной цивилизации не было. Да и на Востоке эти знания были в большинстве своем утеряны или искажены до полной противоположности или абсурда.
Издание «Разоблаченной Изиды», а впоследствии первого и второго томов «Тайной доктрины» (третий том был издан последователями и учениками уже после смерти автора) произвели эффект, выражаясь нынешним языком, полного шока. Причем так было в Британии и других странах Европы, в США и в самой Индии, откуда Учение берет начало.
Автором этого поистине титанического труда была наша величайшая соотечественница — Елена Петровна Блаватская.
В краткой статье невозможно даже пытаться пересказать суть ее трудов, да в этом нет никакой необходимости. Те, кто захочет и сможет изучать и постигать, найдут для этого возможности. Но вот о другом не сказать было бы грешно.
Нет пророка в своем отечестве. Это евангельское изречение Христа более чем уместно по отношению к Блаватской.
В 2006 году отмечалась 175-я годовщина со дня рождения Великого Вестника Света.
Достаточно сказать, что Россия и Индия, Британия и США этому событию уделяли огромное внимание в официальных кругах и государственных учреждениях, в первую очередь имеющих отношение к культуре. Такие международные организации, как Юнеско и ООН, также готовились к этой дате. Широко готовились отметить эту дату общественность, научные и самые передовые круги, представители многих других, а не только названых стран. А страна, земля и народ, которые дали миру такого гения, в большинстве своем не просто не помнят, но и вообще не ведают об этом событии и такой дате.
В такой день рождения с благодарностью великой подвижнице было бы очень кстати завершить работы по устройству музея Елены Петровны Блаватской в Днепропетровске и еще хотя бы что-то сделать.
Государства с гораздо меньшим потенциалом таким событиям и людям уделяют внимания значительно больше. Выпускают к датам почтовые марки и конверты с портретами, юбилейные монеты и другие памятные атрибуты.
Примером могла бы послужить маленькая Молдова, выпустившая почтовую марку к дню рождения Елены Петровны Блаватской. Хотя Елена Петровна к Молдове никакого отношения не имела.
Елена Петровна Блаватская стала символом эпохи. Эпохи культуры. А это слово (пояснение дает Николай Константинович Рерих) в переводе с древнеиндийского санскрита означает — культ (почитание) и ур (свет) — почитание света. Она же всю свою жизнь несла людям свет.
Что может быть более благородным и вместе с тем более сложным, трудным? Как правило, неблагодарным и вместе с тем более необходимым для людей?