Музыка древности: какой она была?

Реклама

Первобытное общество

Если спросить жителя территорий бывшей Российской империи или хотя бы СССР (территория поменьше), «почему весь мир без исключения считает, что здесь была великая культура?», то каков будет ответ? Из чего это следует? Как можно это понять? Разве что вспомнят школьный курс литературы, и уже это хорошо.

Возможно даже, что и еще какие-то «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не меняет. Что за культура была, что она дала миру — вряд ли с ходу кто-то сможет ответить. Но при этом существует и «равноудаленность» от европейской музыки.

Одним словом, с музыкой дела обстоят на данный момент неважно. И это предельно мягко сказано.

А уж о музыкальном народном творчестве своего народа (своих народов) и вовсе у людей представление крайне смутное. Уверена, что в украинских селах помнят и поют какие-то старые песни, что же касается Центральной России — здесь ситуация намного хуже.

Хороших книг и радио- или телепередач, написанных доступно и «популярно», крайне мало. Недавно появилась книга английского комедиографа, писателя и драматурга

Реклама
Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки».

Небольшая справка: Стивен Фрай (родился в 1957 году) считается «эталонным носителем английского духа». Кто-то может его знать по роли Оскара Уайльда в одноименном фильме 1997 года, кто-то — по роли Дживса в знаменитом «Дживс и Вустер». Кто-то мог слышать его известные начитки аудиокниг (например, «Гарри Поттера»). Наверняка найдутся и читатели его прозы.

Реклама

Фрай выпустил книгу «Неполная и окончательная история классической музыки» (2007 год). Она переведена и на русский язык. Это неплохая и насыщенная информацией книга, написанная любителем музыки для таких же любителей. Может быть, слегка избыточен чисто английский юмор, но сколько уважения и любви к предмету разговора! Любви к музыке, в том числе и к русской, кстати.

Те, кто решит прочесть Фрая — это тоже хороший вариант в плане ознакомления с этим странным явлением — музыкой. Так что желающие могут просто прочитать книгу Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки». Но мне бы хотелось написать свою Полную и неокончательную историю музыки.

Реклама

Что такое музыка? Зачем она нужна? Как мы ее чувствуем? Откуда взялось понятие «классика»? Что было в Западной Европе, а что — у восточных славян? А что было в Азии? Что происходит на данный момент? На эти вопросы можно попробовать ответить, в том числе и с вашей помощью. Итак, сначала — откуда?

Музыка — ровесница человечества

Естественно, обозначить «начало» невозможно. Не только «время», но и «место»: везде, где жили когда-то первобытные люди, везде находят и подтверждение наличия у них первых музыкальных инструментов. Но как можно судить о том, какая это была музыка?

Реклама

Здесь, конечно, все больше предположений, но эти предположения вполне имеют право на существование. Ведь и сейчас на нашей планете живут первобытно-общинным строем целые народы. И их культуру изучают. Не нужно забывать, что сохранилось и множество исторических свидетельств путешественников, миссионеров и всех остальных, кто оказывался в гуще чужой культуры.

Находки археологов — тоже большая тема для исследований. Каменные плиты — литофоны, свистки, погремушки и колотушки, раковины — они же первые трубы, музыкальный лук (где тетива — струна), флейты из костей и рогов различных животных — это все первые инструменты. Довольно рано появилось звукоподражание: например, пению птиц или крикам зверей. Иногда звукоподражание могло быть просто необходимо во время охоты или военных действий, для конспирации.

Реклама

Предполагается, что очень рано сложились и первые песни первобытного общества: мать баюкала ребенка, воинов с добычей встречали особыми торжественными восклицаниями, пели-плакали на погребениях умерших. Музыка была и составной частью игры. Музыка часто была средством лечения больных. Музыка всегда была тесно связана с религиозными представлениями, она была частью всех церемоний и обрядов. Музыка была и составной частью обыденной жизни с ее тяжелой работой, радостями и горестями. То есть музыка просто была всегда, она вызрела внутри человеческой жизни.

И не нужно забывать, что огромное количество языков Азии и Африки относятся к так называемым тоновым или тональным языкам. В этих языках от высоты сказанного звука (слога) зависит значение слова. Это не знакомая нам всем интонация в прозвучавшей фразе, а именно «лексика и грамматика» в высоте одного и того же слога.

Реклама

Огромное значение имел ритм. Тут нужно сказать, что практически не было музыки «отдельно», она существовала вместе со словами и танцем (или пантомимой). Ритм соединял музыку и танец. А танец — это уже элемент драмы, персонификации действующих лиц, какого-то сюжета. И это, в свою очередь, дальше усложняет мелодию и слова. То есть все идет к дальнейшему развитию.

Реклама

Исключительно интересный вывод, который иногда встречается в исследованиях о музыкальной культуре первобытных племен. В основном — мелодии минорные (если кто помнит, минор — это «грустный» лад). А ведь сама природа дает нам мажор (то есть «радостный» лад). Есть в акустике понятие «обертоны». Это физическое явление, связанное с колебаниями звучащего тела. То есть у каждого звука есть сразу несколько призвуков, имеют значение первые 16 призвуков.

Так вот: что струна, что человеческий голос дают первыми своими обертонами именно мажорное трезвучие. Не придуманная какой-то многомудрой головой «история», а физическая реальность и закон природы, о котором нужно иметь представление, поскольку это будет важно и в дальнейшем.

Реклама

Сама природа дает мажор, а человечество всю историю сочиняет преимущественно в миноре (в этом противопоставлении довольно много условного, но от этого не менее интересного). У меня нет ответа — почему так происходит.

Впрочем, существует у целых народов так называемое обертоновое пение (или обертонное, или горловое) — чтобы иметь о нем представление, можно послушать тувинскую, монгольскую или тибетскую народную музыку. Горловое пение — отдельная большая тема для разговора. И это тоже очень древняя традиция и искусство.

Реклама

Итак, музыка глубокой древности вошла вместе с человечеством в следующий этап развития — и вошла уже с первыми музыкальными инструментами, песнями и танцами. Ни одна из древнейших крупных цивилизаций не обошлась без своей музыки. Древние Египет, Индия, Иудея, Китай уже имели в своем распоряжении вполне профессиональную музыку и музыкантов. В этих цивилизациях появилась и первая теория музыки. А античные философы добавили к музыке и математику.

О музыке древних цивилизаций можно будет прочитать в следующий раз. А в комментариях можно послушать песни африканских племен и горловое пение.

Реклама