Петербургское метро моложе московского на 30 лет, и, возможно, уступает ему по богатству и красоте отделки станций. Первая линия Петербургского, тогда Ленинградского метрополитена имени
Сегодня Петербургский метрополитен имеет 5 линий общей протяженностью 112,54 км и 64 станции. В 1961 году вступил в строй первый участок второй линии от Технологического института до Парка Победы, а теперь эта ветка связывает крайний южный район города Купчино и крайний северный — Парнас.
Третья, Невско-Василеостровская линия, открылась в 1967-м году, и к началу 1980-х соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы — Обухово и Рыбацкое.
В 1985 году пустили четвёртую, Правобережную линию. Первоначально от улицы Дыбенко она шла к Старой деревне. Но с введением в строй (7 марта 2009 года) станций Волковская и Звенигородская произошло разделение Правобережной линии. Теперь 4-я, Правобережная, заканчивается на станции Спасской, являясь самой короткой веткой. И образовалась Фрунзенско-Приморская линия, которая идет от станции Волковская до Комендантского проспекта.
Петербургский метрополитен, по данным с официального сайта, является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Так, станции «Площадь Ленина» и «Чернышевская» имеют глубину 71 метр. На «Площади Ленина», как и на «Чернышевской», установлены одинаковые, самые высокие в мире эскалаторы — высота подъема 65,8 м, длина наклонной части 131,6 м, 755 ступеней. Спуск по эскалатору, я засекала, занимает больше минуты.
Большинство станций отличается архитектурно-художественным оформлением, отражающим исторический облик города. Если первые станции первой линии метро когда-то были самыми красивыми, с богатой художественной отделкой, то вторая и третья ветки строились без особых «излишеств», с минимумом различных украшений — это скромные «рабочие лошадки». Да и на старых станциях многие художественные элементы оформления исчезают в процессе перестройки — реконструкции. Часто в торцах станций, где есть витражи или картины-панно, стоят какие-то служебные приспособления, вышки, даже ограждения, закрывающие эти произведения искусства.
Не спешите в метро, приглядитесь к картинам и скульптурам на станциях. Например, на станции Пушкинская в торце центрального подземного зала установлена красивая скульптура
Великолепным можно назвать оформление подземного вестибюля на станции «Кировский завод». Подземный зал станции облицован дымчато-серым кавказским мрамором. Перспективу зала образует 31 пара колонн, два длинных ряда, соединенные пологими арками. Верхняя часть всех колонн украшена отлитыми из алюминия горельефами на индустриальную тему. А в торце зала стоит бюст
Мне очень нравятся все станции новой, недавно открытой, пятой линии, идущей от Комендантского проспекта до станции Волковской. Для отделки новых станций использовались не только гранит и мрамор, но и новые высокопрочные искусственные материалы. В большинстве своем новые станции просторные, светлые, много панно и картин, соответствующих по тематике месту расположения или названию.
Например, художественное оформление станции Волковская посвящено историко-дорожной тематике. Станция украшена мозаичными панно в технике флорентийской мозаики (художники
На станции Спортивная все посвящено теме спорта. В торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Ода Спорту» П. Кубертена. Одну из стен украшает большое мозаичное панно.
Тема художественного оформления станции Комендантский проспект — небо и воздухоплавание. Ведь когда-то здесь размещался военный аэродром. Вестибюль и подземный зал украшают панно из голубой мозаики, а на стенах размещены восемнадцать мозаичных медальонов. На четырёх медальонах — портреты летчиков и конструкторов Уточкина, Поликарпова, Илюшина, Котельникова. На двенадцати — изображения воздушных боёв.
Оформление двух станций «Площадь Александра Невского-1» и «Площадь Александра Невского-2» посвящено именно этой исторической личности, на одном из выходов есть яркое мозаичное панно с изображением битвы, на другой — горельеф с дружинниками Александра Невского.
В общем, погуляйте на досуге по станциям и вестибюлям нашего Петербургского метро — вы словно побываете в музее!