…После Перл-Харбора Америка была вынуждена вступить во Вторую мировую войну. Бравые американские парни стройными рядами потянулись на пункты приема добровольцев. Не везет лишь задохлику Стиву Роджерсу, у которого в списке заболеваний нет разве что родовой горячки. Зато малыш силен духом и своим стремлением попасть на фронт. В этот нелегкий час ему уготована встреча с любителем шнапса доктором Эрскином, беглым ученым из стана фашистов. При помощи сыворотки и слова насущного Эрскин обещает тщедушному парнишке превратить того в супермена со стальными мышцами. Стив, само собой, не против трансформации. Его девушки не любят, да и получать тумаки в подворотне ему уже давно надоело.
Тем временем в далекой Норвегии нацистский выродок Иоганн Шмидт отбирает у местного населения могущественный артефакт в виде светящегося синего кубика-рубика. Будучи не в силах оценить замысел головоломки, Шмидт, известный друзьям под кличкой «Красный череп» за характерную внешность вождя краснокожих, приказывает своему карманному ученому, доктору Золе, изобрести бластер. Теперь, когда в руках главного последователя оккультных девиаций Гитлера находится оружие из «Звездных войн», он готов решить судьбу войны и человечества вкупе.
Пока Шмидт, в свойственной ему бюргерской манере, методично плодит заводы с дешевой рабочей силой, новорожденный супергерой Стив Роджерс, к которому с легкой руки СМИ прицепилось прозвище «Капитан Америка», надев трико и маску, усиленно рекламирует радости междоусобной войны. Его любят дети, старушки и сенаторы, но презирают те, кому Стив так хотел понравиться — девушки и солдаты. Трико покрывается пузырями, звездно-полосатый щит — тухлыми помидорами, а богатырская сила простаивает в бездействии. Роджерс в депрессии, нацисты — в Европе, и Красный Череп продолжает лелеять свои глобальные захватнические планы.
В этот судьбоносный момент симпатичная агентесса Пегги уговаривает Стива совершить пару геройских подвигов. Мол, хватит бить морду Гитлеру на сцене, пора начистить красную рожу Шмидта на самом деле. Капитан Америка — страшный зверь, поэтому винтовку ему не дадут, зато сошьют новый костюм и отольют новый щит, а также позволят набрать команду отморозков, коим нечем гордиться, окромя своего происхождения. Чтобы не путаться в незнакомых рожах, решено было взять на опасное задание ирландца, японца, негра и француза. Отряд укомплектован, миссия ясна, и капитан Америка отправляется мочить фашистов и спасать Америку от экспансии Мерседесов и баварских колбасок…
Никто не ждет от экранизации комиксов полета фантазии. Лишь бы не испортили. Понятное дело, в жанре рисованных картинок с подписями есть свои шедевры и аутсайдеры, и даже компания Marvel, имея в своем активе многих однозначно узнаваемых персонажей, не всегда успешна на данном поприще. Капитану Америка не везет с кинематографом, и появление «Первого мстителя» сей факт опровергнуть не смогло.
Спрашивается, какой дурак (не являясь сотрудником студии Universal, я могу поставить вопрос ребром) поручил экранизацию культового комикса режиссеру Джо Джонстону, постановщику провального комикса «Ракетчик» (1991), любимцу детей ясельного возраста («Дорогая, я уменьшил детей» и «Джуманджи»), автору кошмарной тоски «Человек-волк» и самого слабого фильма в трилогии «Парк Юрского периода»? Да, в активе Джонстона есть удачная психологическая драма «Октябрьское небо», но может ли это служить оправданием для распила бюджета в 140 миллионов? Сухие цифры кассовых сборов свидетельствуют, что нет.
Многие ругали недавнюю супергеройскую картину «Зеленый фонарь» за детскость и примитивизм. Друзья, тогда логично предположить, что «Первого мстителя» следует демонстрировать на сеансах в роддомах. Ибо ниже планки по возрасту просто не существует.
К своему стыду, я не знаком с литературным оригиналом, который, кстати, впервые увидел свет в марте 1941. Скажу по секрету, я вообще ни разу не держал комикса в руках. Ни этого, ни какого-либо другого. Но подозреваю, что персонаж, признанный по версии корпорации развлечений IGN шестым в списке супергероев всех времен, заслуживает лучшего отношения. Герой, чьи приключения разошлись тиражом в двести с лишним миллионов экземпляров в 75 странах мира, был бы разочарован тем, с какой небрежностью к нему отнеслись в кинофильме «Первый мститель».
Лента как будто распадается на две неравные части. Первая, рассказывающая о хорошем парне Стиве Роджерсе до того, как он превратился в глянцевого Капитана Америку, вполне смотрибельна и даже забавна. Отдельное спасибо специалистам по визуальным эффектам, пришившим перекачанному Крису Эвансу тело цыпленка, умершего своей смертью. Его персонаж настолько бесхитростен и робок, что все остальные герои непрестанно упражняют свое чувство юмора по поводу телосложения парнишки. И, должен сказать, некоторые шутки даже удачны. Особенно те, что исходят из уст полковника Филлипса в исполнении Томми Ли Джонса.
А потом Роджерс становится грудой мышц, и вместе с этим перевоплощением из картины выветривается самоирония и стиль, уступая место хрустящему картону, звездным войнам, невнятным стрелялкам в лесу, латиноамериканским страданиям и тоннам дико неуместного пафоса, коим вся эта вакханалия заливается сверху, аки мороженое вареньем.
Тридцать лет назад Джонстон получил Оскара за создание визуальных эффектов к шедевру Спилберга «В поисках утраченного ковчега». С тех пор утекло не только много воды, но и процентов девяносто таланта постановщика. Батальные сцены «Первого мстителя» сделали бы кассу в каком-нибудь боевике с участием Стивена Сигала, но ведь речь идет о полноценном летнем блокбастере! Спецэффекты — сплошное разочарование и откровенно попахивают неумелой цифровой обработкой.
Вердикт: хорошие актеры танцуют под дудку неуверенного дудочника. Профессионалы Томми Ли Джонс и Хьюго Уивинг в полной мере отрабатывают свои гонорары, как и великолепный Стэнли Туччи, который запомнится зрителю в образе ученого-иммигранта. Крис «Солдат, не знающий слов любви» Эванс полностью повторил свой образ из неудачной дилогии «Фантастическая четверка» и по праву заслужил те тухлые помидоры, которыми в него кидали солдаты регулярных войск. Под тот же плинтус запихаем и Хейли Этвелл, которая дополнительно пострадала от русского дубляжа (спасибо скажем Анастасии Нестеренко, чьим голосом можно объявлять станции в метро, но никак не озвучивать кино).
В итоге на руках имеем полумертвый продукт и безвинно ущемленного супергероя, чья судьба окончательно решится в 2012 году, когда на поле боя выйдет сборная супергероев Marvel под руководством Джосса Уидона. Речь о блокбастере «Мстители», объединяющем в себе несколько персонажей Вселенной Marvel, куда, помимо Капитана Америки, также входят Железный человек, Тор и Халк.