Какой контраст, не правда ли? Но именно он возвел банальные в своей примитивности предметы в ранг искусства, а люди поверили, стали восхищаться и потребовали продолжения. Энди Уорхол — самый радикальный и самый значительный художник Америки, кукольник поп-арта.
В послевоенные годы в Америке образовался многочисленный слой людей, достаточно обеспеченных, чтобы купить то, что не являлось для них предметом первой необходимости. Levis, Coca Cola — становятся важными атрибутами этого общества. Люди, использующие эти и многие другие товары, показывали свою принадлежность к определенному социальному слою. Так шли пути формирования массовой культуры. Эти марки были особыми символами и для людей, мыслящих стереотипами, явились той нишей, с помощью которой они будут приняты именно в то общество, которое доминирует в стране.
Поп-искусство, или поп-арт, родилось в массовой культуре, вобрав в себя все ее символы и стереотипы. Этим и воспользовался Энди Уорхол. Его заимствованные разрекламированные фотографии Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мика Джаггера, кока-колы буквально всколыхнули мировое искусство. Он ураганом пронесся по давно устоявшимся рамкам и правилам, измельчив их на сотни маленьких осколков. Его многочисленные шелкографии, его неимоверно длинные многочасовые фильмы, созданный им журнал «Интервью», где звезды берут интервью у звезд, его чудачества, его серебряные волосы — вот портрет современного художника, портрет Энди Уорхола.
Основной машиной передачи своего мироощущения, своих мыслей и желаний была для Энди
Его первые шелкографии появились в 1962 году, чем сразу же обратили на себя внимание. Яркие, кричащие предметы быта сделали вдруг сенсацию. Арт-критики в один голос вещали о том, что искусство молодого художника как нельзя лучше показывает пошлость, пустоту и примитивность западной массовой культуры. Выполненные в кислотных экспрессивных тонах Энди, были воплощены образы кумиров современного общества: самой красивой и желанной женщины Мэрилин Монро, знаменитого Мика Джаггера, короля рок-н-ролла Элвиса Пресли.
Это была настоящая сенсация. Скандальная репутация Уорхола набирала обороты, и тем самым удивительным образом повышалась значимость его работ. Но восхищение и поклонение у людей порой сменялось неприятием и равнодушием. На что король поп-арта неизменно отвечал, что нет искусства высокого и низкого. Изображая так часто бутылки колы, Энди объяснял это тем, что ее пьют абсолютно все: «и президент, и Элизабет Тейлор, и нищий, который знает, что его кола не хуже, чем у президента».
Очень схожий прием демонстрируют и его своеобразные фильмы. «Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, ел, спал. Я это делал, потому что понял, что зритель ходит в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера, вот я и дал ему эту возможность»
Поразительное знание людской психологии. Да, люди хотят яркого и кричащего. Да, они хотят видеть те жизненные символы, те предметы, которые их окружают, те устоявшиеся стереотипы, которые делают их именно тем социальным слоем, о котором они мечтали.
Так кто же был Энди Уорхол: великий художник или великий манипулятор? И то, и другое будет по-своему правдивым. Да, кто-то скажет, что это банально и примитивно и искусством в полном значении этого слова считаться не может. Но оно перестает быть банальным, когда становится значимым. Цель поп-арта именно в этом — показать его в качестве значимого и нужного. Именно Энди Уорхолу удалось перейти ту грань, когда простота и банальность перестают быть таковыми и перерождаются в искусство.