Американский актер и режиссер Бен Аффлек решил тоже внести свою посильную лепту в грабительскую тематику, сняв в прошлом году экшн-драму «Город воров», главную роль в которой он отвел себе любимому.
…Пригород Бостона, Чарльзтаун, прозвенел на всю страну не успехами своей баскетбольной команды или ежегодными конкурсами по поеданию пирожков со щавелем, а «славными» традициями по воспитанию гангстеров, специализирующихся на ограблении банков и налетах на инкассаторов. По крайней мере, если в Бостоне случается подобное преступление (что происходит с завидным постоянством, несмотря на все ухищрения полиции и ФБР), то следы всегда ведут в Чарльзтаун. Как пить дать. Или к бабке не ходить.
Одной из таких группировок является банда Дага МакРэя, куда также входят его лучший друг Джеймс по прозвищу «Джэм» и еще парочка парней, один из которых неплохо шарит в электронике, а второй — прекрасно справляется с ролью водителя на шухере. Четверка эта не разменивается по мелочам, работая под эгидой «скромного» цветочника Ферги, тайного воротилы преступного мира. Бизнес процветает, трудятся парни слаженно, не жадничают, следов не оставляют, мокрухой не промышляют, пленных не берут. До поры до времени.
Все проблемы исходят от Джэма, у которого наблюдаются явные проблемы с усмирением собственной агрессии. Когда в банке внепланово срабатывает сигнализация, именно Джэм предлагает подстраховаться при помощи заложницы, менеджера банка Клэр. Он же, не задумываясь о последствиях, готов в любой момент нажать на курок, представляя собой бомбу замедленного действия. Напарникам до смерти надоели его импровизации, но приходится признать, что Джэм, при всей его неуправляемости, делает свое дело мастерски.
Чтобы обезопаситься насчет отпущенной заложницы, Даг решает присмотреть за Клэр и ее новыми «друзьями» из ФБР. Очень скоро он понимает, что она — его единственный шанс изменить свою жизнь раз и навсегда. МакРэй-младший не хочет повторять судьбу своего отца-заключенного и собирается оставить опасный бизнес, собрать накопленный нечестным путем капитал и свалить из родного Чарльзтауна, пока еще не поздно. Осталось лишь одно, последнее и самое крупное в истории банды дело…
Даже из краткого описания сюжета видно, что Аффлек ничтоже сумняшеся танцует на костях «Схватки» Манна. Причем очевидные схожести наблюдаются как в сюжете «Города воров», так и в визуальном стиле. Особенно это бросается в глаза в сценах перестрелок на улицах города, которые во многом копируют блестящие уличные бои «Схватки».
С одной стороны, безудержная ориентация на эталоны жанра не делает Аффлеку чести. С другой — актер сделал всё, чтобы его фильм выглядел достойно на фоне признанных шедевров. Во многом это удается из-за грамотно подобранного актерского состава, и Бен, увы, здесь не самое сильное звено. Буквально из-под носа его «геройство» уводит другой исполнитель, великолепный и яркий Джереми Реннер, которого большинство помнит по «лучшему фильму 2009 года», военной драме «Повелитель бури».
Реннер — классический негодяй с тревожным взглядом. Человек, чью реакцию невозможно предугадать, от каждого движения или взгляда которого исходит скрытая, завуалированная угроза, готовая в сию минуту извергнуться фонтаном безудержного гнева. Его Джэм — это сгусток ярости. К себе, к окружающим, к людям в частности и несправедливому миру в целом. Джэм — единственный человек в группировке, которого сам куш волнует меньше, чем процесс ограбления. И вопрос о применении насилия — для него вовсе не вопрос.
К однозначным удачам ленты также можно отнести одну из последних работ Пита Постлетуэйта (цветочник Ферги), умершего в январе 2011, и Криса Купера (МакРэй-старший). Короткие, но такие мощные эпизодические выходы на сцену. А вот образ главной ищейки, воплощенный на экране сериальным актером Джоном Хэммом («Безумцы»), во многом из-за шаблонности характера и жуткого переигрывания, получился совсем не выразительным. Я понимаю, сравнивать Хэмма с Аль Пачино («Схватка») слегка кощунственно, но раз уж Аффлек и компания замахнулись на противостояние правильного (даже чересчур) копа и плохих парней, то стоило уделить этому персонажу больше внимания.
Очень понравились женские персонажи. И Ребекка Холл («Дориан Грей», «Престиж»), и Блейк Лайвли («Зеленый фонарь») отлично вписались в брутальную обстановку чисто мужского фильма, став своеобразным стержнем, вокруг которого развиваются все события.
Для Аффлека «Город воров» является второй режиссерской работой после криминальной драмы «Прощай, детка, прощай» 2007 года. В качестве актера Бен так и не сумел стать настоящей суперзвездой Голливуда, постоянно вляпываясь в сомнительные проекты. Один «Джильи» чего только стоит. Да и шумиха вокруг его отношений с Дженнифер Лопес на пользу кинокарьере Аффлека не пошла, сделав его популярным персонажем желтых изданий, но не хороших кинофильмов.
В Америке «Город воров» отлично прокатился в кинотеатрах, заработав своим создателям 92 миллиона долларов, что почти в три раза превысило бюджет ленты. Весьма приличные показатели для двухчасовой криминальной драмы про ирландскую мафию бостонских предместий. Будем надеяться, что, не сыскав зрительской любви на актерской ниве, Бен сумеет проявить себя на режиссерском поприще.
Вердикт: очень сильное, качественное кино о грабителях. Картина лишена гламура и глянца «оушэновской» трилогии, хотя и уступает по накалу страстей «Схватке». Очевидный прорыв в режиссерской карьере Аффлека, великолепная игра Джереми Реннера и остальных актеров. Главным критерием качества триллера всегда является чувство тревоги. Если оно отсутствует, то значит, авторы не сумели достаточно заинтересовать зрителя судьбой персонажей. В «Городе воров» сии ощущения присутствуют в полной мере, к финалу натягиваясь звенящей струной грядущей опасности. И хотя подсознательно мы понимаем, что главные герои фильма — это просто бандиты, грабящие и убивающие людей, их незавидная судьба всё равно вызывает в нас неподдельный интерес.