Нужна ли классика современным школьникам? (Вопросы без ответов)

Реклама

Попробуем отодвинуть в сторону эмоции. И для начала узнаем мнение самих школьников. Причем не какой-нибудь обыкновенной общеобразовательной школы, а достаточно престижной, для одаренных детей. Разрешите, я это мнение буду комментировать, не называя, однако, конкретных имен и фамилий. Вряд ли я расставлю все точки в данном вопросе. Скорее, вопросов появится еще больше. Но ведь кто никогда не спрашивает, тот никогда не получает ответа?

Великий ШЕстОкович?
«По сути дела, классика — это прекрасное, естественное, — пишет одна 10-классница. — Недавно была гостиная, посвященная музыке Шестоковича. У нас в школе мало кто слушает музыку классическую, уже не говоря о Шестоковиче. Я и сама не знаю четкого определения, что такое классика. Но я знаю, что она собой представляет…»

Реклама
— стоит ли продолжать цитировать? Самое грустное, что фамилия композитора ШОСТАКОВИЧ…

«Унца-унца» вместо Баха?
«Не знаю в своем ближайшем окружении человека, у которого бы в плейлисте было хотя бы одно классическое произведение. Это, конечно, очень грустно, но ничего с этим поделать нельзя, потому что поменялись принципы, вообще моральные устои общества, прошло очень много лет, и я считаю, что классика сейчас не актуальна. Зачем идти на концерт классической музыки, когда можно сходит в клуб, просто потусить с друзьями?..» — все это звучит примерно так же, как «зачем пачкать руки свеклой, когда есть заправка для борща в удобном пакетике». Что же Вы, милая девушка, сравниваете несравнимые вещи! Никто ведь не пытается заменить походы на дискотеку прослушиванием Баха. Разная музыка служит разным целям. Это ведь хорошо! Но согласиться с Вашим высказыванием о том, что

Реклама
«даже те, кто слушает классику, никому об этом не говорят, потому что все будут тупо с этого человека орать…», простите, не могу. Смех по этому поводу характеризует, прежде всего, того, кто смеется. Или не так?

А классика ли это?
«Разве музыку Nirvana нельзя считать классикой? Ведь есть все составляющие: альбомы продались миллионными тиражами, они известны на весь мир, а Курт и вовсе умер!» — думаю, можно согласиться с такой постановкой вопроса. Я даже не поленилась заглянуть в словарь Ожегова, дабы не быть голословной: «Классик — выдающийся, образцовый, общепризнанный прогрессивный деятель науки, искусства, литературы». Как есть Кобейн! Выдающийся? Более чем! Образцовый и прогрессивный? Ну, как бы там ни было, а гранж — его детище. Общепризнанный? Попробуй не признай! Вот и говорим мы, что Nirvana — классика гранжа. Только ярые фанаты Кобейна (Леннона, Кабалье или Кадышевой), отвергающие всю остальную музыку (даже не важно, классика это или нет), — выглядят глухими и слепыми. Не пойму, зачем сознательно сужать свой кругозор и утверждать, что в мире есть только один цвет (черный, белый, фиолетовый), и лишать себя миллионов оттенков!

Реклама

Оно мне надо? Думать вредно!
«Классика — это то, что досталось нам от наших гениальных предков, которые хотели передать нам свои познания о мире и обществе. Ведь в каждом классическом произведении, будь оно музыкальное или литературное, заложен некий особый смысл…» — по-моему, в этих словах есть огромная доля истины. В частности, что касается «некого особого смысла». Конечно, не всегда есть настроение до него докапываться: усталость, проблемы, хочется просто отдохнуть, расслабиться и ни о чем не думать. Но «ни о чем не думать» — вредная привычка. Никто не сказал, что будет легко читать между строк, слышать между нот и чувствовать еле уловимые порывы души в игре света и тени. Просто это другой уровень эстетического удовольствия, выше привычного «нравится — не нравится». Стало быть, не каждому под силу его достичь? Думайте сами, решайте сами…

Реклама

Виноват учитель?
«Не знаю как вы, а я при слове „классика“ сразу вспоминаю произведения Баха и Бетховена, нашу школу, форму с пресловутыми синими пиджаками, да ещё Пушкина с Лермонтовым. У моего поколения всё вышеперечисленное ассоциируется с неимоверной скукой и словом „надо“. Не нравится, а НАДО. Надо учить стихи, ходить в пиджаке, любить и уважать старинных и покрытых пылью композиторов. А правильно ли это?» — конечно, неправильно! Все, что насаждается силой, вызывает совершенно естественный протест. Вспоминаю, как в школе мы изучали несчастное «Слово о полку Игореве» и в курсе украинской литературы, и в курсе русской. Но своими детскими мозгами мало кто осознавал, в чем, собственно, вся соль. Прозрение ко мне пришло на занятиях в университете. Лекции педагога были такие увлекательные, произведение разбиралось по слову, стал понятен смысл каждой буквы! И даже гордость проснулась за нас, славян таких гениальных!.. А Вы говорите, «пылью покрыто»…

Реклама

О! Предвижу ехидный вопросик мне лично! А есть ли в моем плейлисте классика? Нет. Слушаю ли я ее регулярно? Нет. И в ее тонкостях слабо разбираюсь! Сама люблю старый добрый рок, а еще немного попсы и джаза. Но, если есть возможность сходить на концерт в филармонию, я ее стараюсь не упускать. И дело не в моде, не в стереотипах, не в надуманных принципах. Почему-то есть такая душевная потребность. Но, тем не менее, прав тот, кто говорит, что для классики нужно особое настроение. Дома не будет нужного эффекта от этой музыки, какой бы ни была аудиосистема. Это музыка «живых» инструментов.

Обидно только бывает, когда ведущая просит зал отключить мобильные телефоны. А еще обидней, если все-таки какой-нибудь модный ринг-тон врывается в сознание как раз в тот момент, когда душа робко начинает раскрываться для прекрасного, разумного, вечного…

Реклама