Правы обе версии, хотя по материалам археологов самые ранние упоминания княжеских резиденций в Новгороде связаны с рассказом о событиях времени Ярослава Мудрого (рубеж
В пределах Новгородской земли, в отличие от других русских земель, городов очень мало. За вычетом крепостей, построенных в
Историками признаются факты периодической смены власти, когда на протяжении нескольких столетий на Руси, помимо княжьего владения, существовали две республики, — Псковская и Новгородская. В отношении же Новгорода и до 1136 г. князья в определенных случаях распоряжались землей лишь с согласия веча.
В период господства марксистской идеологии вечевая система власти в Новгороде была отнесена к проявлению ранней демократии, без учета того факта, что наличие веча отбрасывает государство назад в общинно-родовой строй. И было бы наивно полагать, что князь не в состоянии был силой восстановить свою власть над городом. Что и подтверждается историей, когда «свободолюбивый» Новгород усмиряли все без исключения князья. Начиная с Рюрика, усмирившего восстание Вадима (о личности Вадима нет сведений), и до Ивана IV Грозного, окончательно подчинившего город Великому князю.
Что же позволяло новгородцам вести себя обособленно от остального государства? Что, более важное, чем власть князя? Это может быть только статус, имеющий религиозную или экономическую основу. Чтобы понять это, надо сделать несколько выводов, которые в дальнейшем помогут нам разобраться в ситуации, которая могла предшествовать организации Русского государства.
Создалось впечатление, что концы в Новгороде (5 концов) — это «посольские» дворы от участников договора. Поэтому в каждом конце свое вече. Концовская идея о концевых, уличанских и далее по смыслу: «дворовых», «семейных»
Князь приглашается для охраны и наведения порядка. Впечатление, что Новгород — древний русский торговый аналог Любека. Только эта причина могла позволять сохранению независимости города от князя (до какого-то времени), пока правящий князь не решит подчинить себе город по территориальному признаку. Охрану Любека осуществлял Тевтонский орден, для охраны Новгорода был приглашен Рюрик.
Известно, что в
Псков и Полоцкое княжество сохраняли свою самостоятельность все время существования Древней Руси. Большинство историков, описывающих события создания Русского государства, часто используют некорректную и недостоверную информацию, описывая период правления князя Владимира. По материалам Новгородской экспедиции можно делать предположение, что взятие князем Владимиром Полоцка было необходимой мерой для подчинения кривичей и принадлежавших им земель. И в данном случае стоит обратить внимание на действия князя Всеслава в 1065—1077 гг.
На этом фоне весь пафос Новгородского боярства о своей самочинности может быть сведен к нулю. То же и указания И. Первольфа о древнепольском великом вече как съезд князя и кметей до XV в. могут быть отклонены по причине того, что истории Древней Польши так же нет, как и истории Древней Руси. Считается, что сейм учредил Бела I (венгерский король из династии Арпадов, 1061−1063). А в Польше существовала и наследственная передача власти, начиная от Мешко I (960−992) до Ягеллонов.
На Руси первым официальным изысканием был путь «из варяг в греки», бывший, по выражению летописного источника, речным путем от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, по Ловати до волока к верховьям Днепра; затем по Днепру и Черному морю до Константинополя.
В литературе имеются сведения о Волго-Балтийском пути — главной водной торговой магистрали Восточной Европы VIII-го и половины IX века. Проходил по Волге от устья до верховий, далее к Ладожскому озеру, по притокам Ильменя и реки Волхов на Балтийское побережье. Связывал южные провинции Арабского халифата с народами Балтийского побережья и через них — с Западной Европой. Установление прочных торговых связей между арабским миром и Прибалтикой датируется 2-й половиной VIII века.
В начале XI века торговля по Волжско-Балтийскому пути замерла. Этому способствовало, с одной стороны, ослабление Арабского халифата, а с другой — начало экспансии немецких рыцарей в славянские земли.
На самом деле торговля замерла по причине междоусобной борьбы между Новгородом и Киевом, когда Великий князь Киевский подчинил себе Новгород по территориальному признаку. Рыцари пришли позже для восстановления торгового пути, связывающего азиатские страны и арабов с Европой.
Таким образом, Новгород явился прообразом Ганзейского союза северогерманских городов в XIII — начале XIV вв. во главе с городом Любеком. На протяжении этого периода Ганзе принадлежала торговая гегемония в Северной Европе. Первые купеческие гильдии (корпорации) стали появляться еще в XII в., а в XIV в. в Германии они уже переживали время своего расцвета
Немецкие купцы взяли в свои руки торговое посредничество. В своих целях они использовали успехи немецкой колонизации в славянских странах Восточной Европы и опирались в торговой деятельности на военные силы немецких рыцарских Орденов (впоследствии один из них — Тевтонский — был принят в члены Ганзы).
Основание Риги и Ревеля (современный Таллин) — важнейших пунктов на пути к Смоленску, Полоцку и Новгороду. Появление контор немецких купцов в Норвегии в первой половине XIII века и получение ими привилегий для торговли во Фландрии, рост основанного на славянской территории Любека (главного центра немецкой торговли на востоке Европы) — все это и подготовило образование Ганзейского союза.
Московский князь Иоанн III, захватив в 1494 г. Новгород, изгнал оттуда ганзейских купцов и уничтожил т.н. Немецкий двор.
На основании этих сведений можно с уверенностью говорить, что древний Новгород и Любек являются аналогами по нескольким признакам. Ганза повторила судьбу Новгорода, в котором во времена «Вольного» Новгорода Рюрик со своей дружиной исполнял роль охраны, как и Тевтонский рыцарский орден охранял Ганзейский союз.
Новгород — это древний «офшор», площадка, объединяющая торговые связи государств древности.