И хоть многие поклонники трилогии и молвили в один голос, что, мол, красавчик эльфийской наружности Блум и худосочная Найтли напрягали своими романтическими бреднями, на этих персонажах строился весь рассказ. Концовка третьих «Пиратов» была логичной, насыщенной и самодостаточной, не вызывая в стане зрителей выкриков «Доколе!» и не требуя продолжения.
Однако продолжения банкета требовала студия. Расстаться с миллиардными сборами просто потому, что парочка основных героев нашла свою судьбу и красиво ушла на закат? Как бы не так. Ведь есть Джек Воробей! Простите, капитан Джек Воробей. Залог успеха всей франшизы, Джонни Депп, колебался недолго. 35 миллионов долларов гонорара сломят кого угодно, а уж тем более Джонни, которому, похоже, на роду написано состариться вместе со своим персонажем. Убрав лишние витиеватости, добавив харизмы ирландского и испанского происхождения, авторы в лице продюсера Джерри Брукхаймера и режиссера Роба Маршала вновь отправились в опасное путешествие, намереваясь, если не поразить, то уж точно не упасть в грязь лицом.
…События настигают зрителя на том моменте, когда испанская и английская короны внезапно узнают о существовании некоего источника молодости, благодаря которому любой желающий может продлить свои страдания в бренном мире. Неизвестный самозванец в Лондоне набирает команду под личиной всем известного Джека Воробья, в то время как сам капитан и понятия не имеет о неотвратимо приближающемся приключении. Каким образом Джек Воробей оказался на Туманном Альбионе? Куда подевалась милая его сердцу «Черная жемчужина»? И на кой черт, теперь уже одноногий капитан Барбосса заделался капером на службе у английского короля? Вопросов много, ответы впереди.
Чтобы добраться до источника и испытать прилив молодости, надо совершить нехитрый обряд. Для целей этих нужна лишь слезка русалки, пара серебряных кружек да божий промысел, ибо дорога длинна и опасна. С одной стороны испанцы, с другой — Барбосса с его королевскими замашками, а посредине этого буйства красок и изящных костюмов находится Джек Воробей, встретивший старую боевую подругу Анжелику. Последняя, вопреки старомодным домыслам о том, что женщина на корабле лишняя, лихо пиратствует со своим папашкой, коим значится мрачный и непонимающий юмора капитан Черная Борода.
Что им всем надо в краю далеком? Барбосса алчет расквитаться с Бородой за деревянный протез, Анжелика хочет спасти отца от пророчества неминуемой смерти, испанцы берут не скоростью, но количеством, а затерявшийся среди пиратов миссионер желает всех осчастливить царствием Божьим и стать мучеником веры. Как всегда четкой цели пребывания в кадре нет только у самого Джека Воробья, которому все эти христианско-языческие штучки до лампочки. Ему просто по кайфу такая жизнь, где за словами любви следует меткий удар саблей, а обещания тем и замечательны, что имеют силу лишь до тех пор, пока жив их хозяин…
Вопрос вот в чем: почему нет бурного восторга? Ведь принципиальных нововведений попросту нет. Всё тот же жеманный способ общения и передвижения (Джек Воробей), саркастичный грубый юмор (Барбосса), картонный кинозлодей с богатой харизмой (Черная Борода) и неуловимый мыслительным процессом комок злоключений, артефактов, прыжков в бездну и матросов с плохими зубами.
Никакой прелюдии и призывов к действию. Герои стартуют с места в карьер, осуществляя этапы миссии на бегу, походя, старательно не пытаясь осмысливать задачи своего путешествия, дабы не потерять запал. Промедление смерти подобно, а цель оправдывает средства. «А как же люди, капитан?» «Какие люди, старпом? Я слышу лишь крики оборзевших чаек! А Вы?». Таким образом, капитан Барбосса еще раз доказывает окружающим, что доброе слово всегда нужно подкреплять заряженным мушкетом, иначе разговор не клеится и русалки не ловятся.
Кстати о русалках. Единственный по-настоящему новый элемент истории сваяли явно невпопад. Вообще вся эта романтическая линия о любви слуги Божьего к зубастой хищнице притянута явно за уши, или за что они там притягивают. Складывается впечатление, что на каждую ленту в Голливуде закладывается в смету определенный заряд пафоса. Мол, хочешь — не хочешь, а речь во спасение душ грешных произнести надо. Или звездно-полосатым в кадре помахать. Секунд тридцать, чтоб в глазах зарябило. Вот и старается юный священник обратить всех в истинную веру. Натужно так, фальшиво старается, но план по морали не терпит суеты.
Нет ничего плохого в том, что ради денег (больших, между прочим) снимается масштабное, но принудительно-развлекательное кино. Не стоит забывать, что «Пираты Карибского моря» — это, в первую очередь, аттракцион. Громогласный, дорогостоящий, неповоротливый, обросший традициями и условностями. Смекаешь? Да, фантазия авторов ослабла, чувство новизны происходящего на экране пропало, но ведь Джек Воробей по-прежнему душка? А разве Пенелопа Крус не красавица? Уж всяко подобрее смотрится, чем плоская по жизни и бледная в кадре Кира Найтли. Не кусает ли Том Круз локти, променяв жгучую Пенелопу на Кэти с литературной фамилией Холмс?
Восторга нет потому, что всё это мы уже видели. Причем, не где-то там давно и неправда, а здесь, именно в этой, отдельно взятой, франшизе. И, к сожалению, создатели сделали неравнозначные рокировки. Зомбированные матросы намного ярче выглядели в «Проклятии Черной жемчужины», один проход скелетообразной армии Барбоссы по дну моря чего стоил. Зачем-то убрали из рассказа двух прекрасных типажей — Пинтела и Рагетти в исполнении Ли Аренберга и Маккензи Крука (тот, что со стеклянным глазом), заменив их на невменяемого Скрама, который блеснул лишь в эпизоде с русалками. А тут еще пришитый ослепительно белыми нитками Гиббс, который тоскливо слоняется весь фильм без видимых причин в статусе «иди сюда, пошел вон». Или папаша Джека Воробья, образ которого снова воплотил на экране Кит Ричардс. Заметили, как он эффектно вышел из-за угла в самый нужный момент? Я тоже заметил, только чем эта игра в прятки обусловлена? Попыткой заткнуть дырку в сценарии?
Картина сильно провисает в первой половине, состоящей в основном из малосодержательных разговоров и перемещений в пространстве. Многих также коробит тот факт, что четвертые «Пираты» как-то незаметно переместились на сушу. Ни одного морского сражения за весь фильм. Вот вам, друзья, и абордаж, и бутылка рому.
Вердикт: смотрибельно, но одноразово. Я с удовольствием пересматривал первые две части фильма, а вот насчет двух последних лент франшизы у меня складываются некоторые опасения. Не думаю, что виноват в этом режиссер Роб Маршалл, которому раньше никогда не доводилось соприкасаться с проектами такого жанра и масштаба. Есть мнение, что у каждого продукта есть срок жизни. И срок жизни «Пиратов» постепенно сходит на нет.
Авторы, конечно, с нами не согласятся. В бюджет студии уже заложены расходы на пятую (2013) и шестую (2014) части. Но лично мне, зрителю, измученному запахом попкорна на сеансе, показалось, что последние пять минут картины, призванные завлечь меня будущими приключениями героев, оказались ярче и насыщенней, чем вся лента, 4 года эти самые приключения обещавшая.