1. «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides, 2011)
Не мне вам говорить, что диснеевский аттракцион, экранизированный в 2003 году режиссером Гором Вербински, совершил настоящую революцию в жанре приключенческого кино. Картина стала не только первой частью в долгоиграющей франшизе, но также освежила давно увядшую корнями пиратскую тематику и сделала Джонни Деппа, исполнившего заглавную роль капитана Джека Воробья, настоящей, всамделишной суперзвездой Голливуда с восьмизначными гонорарами.
Даже в былые годы голливудские киностудии предпочитали выжимать из перспективных проектов всё до последней капли. Что уж говорить о днях сегодняшних, когда зритель стал чрезвычайно требовательным, а свежих идей с каждым днем становится всё меньше. Исполнители главных ролей в таких знаменитых франшизах, как «Рокки», «Терминатор», «Крепкий орешек» жили и старели вместе со своими персонажами, от серии к серии сдавая позиции, но продолжая окучивать кассу за счет неослабевающего интереса и ожиданий зрительской аудитории.
Гор Вербински еще дважды удачно входил в одну и ту же реку в 2006 и 2007 годах, сняв два продолжения «Пиратов», принесших своим создателям в общей сложности 2 миллиарда долларов. При невероятно успешных финансовых результатах, тем не менее, третья часть франшизы вызвала у поклонников фильма плохо скрываемое разочарование. Сюжетные линии были скомканы, шутки героев стали повторяться, новые персонажи вносили слабое разнообразие. Казалось, что дни «пиратской саги» были сочтены и новых приключений не последует.
Как бы не так. Авторы и продюсеры взяли тайм-аут на четыре года, чтобы освежить в памяти те очевидные плюсы, что вывели их детище на вершину хит-парадов, и постараться избавиться от всех минусов. Как говорится, хотели как лучше, а получилось… Судя по первым критическим очеркам в прессе и отзывам зрителей, получилось даже хуже, чем всегда.
После ухода Вербински, которому уже не терпелось забыть про метания пиратов по сырым палубам, продюсеры наняли на этот ответственный пост Роба Маршала, постановщика мюзиклов «Чикаго» и «Девять». К Джонни Деппу вновь присоединили Джеффри Раша (капитан Барбосса), а также ввели в сюжет, вместо покинувших проект Киры Найтли и Орландо Блума, испанскую диву Пенелопу Крус и британца Иэна Макшейна. Однако от перестановки слагаемых, как известно…
В любом случае, фильму «грозит» хорошая прокатная судьба, хотя уже сейчас ясно, что до высот предыдущих серий «Странные берега» вряд ли дотянут. Даже те, кто обоснованно сомневается в свежести и новизне идей очередного фильма (я в том числе), всё равно потянутся в кинотеатры, потому что это «Пираты». Потому что Джек Воробей. Потому что надо составить собственное мнение.
2. «Суперменеджер, или Мотыга судьбы» (2011)
Творчество — процесс самодостаточный. Писатель пишет в стол, поэт бесплатно декламирует свои сочинения на площади, а художник складирует картины на чердаке для будущих поколений. Сдается мне, что многие отечественные кинодеятели мало задумываются о результатах своей деятельности, зачастую представляя на суд зрителя проекты, которые забавно снимать, но странно видеть в кинотеатрах.
«Суперменеджер» — это стеб чистой воды, существующий якобы вне законов жанра, но, на самом деле, полностью им подчиненный. Издевка над рутинной возней и стремлениями офисного планктона, над детскими играми взрослых мужчин, переодевающихся по выходным в средневековые доспехи, чтобы помахать деревянными мечами. Пародия на российскую действительность в целом и на отдельные ее элементы в частности.
Претензий у творения режиссера Богдана Дробязко, конечно, поменьше, чем у набившей оскомину трилогии «Самый лучший фильм». Однако оба опуса схожи абсурдностью происходящего на экране. Авторов фильма мало заботит детальная проработка персонажей, их мотивация и логика поступков. По их версии, жанр пародии представляет собой череду скверно сыгранных шуток, от которых веет дилетантским прошлым господина Дробязко, до сей поры трудившегося на телевидении, и сценариста Дмитрия Симонова, чье прошлое вообще туманно. Нет, господа, не зря великие столпы жанра пародии Мел Брукс, а также братья Цукеры и Джим Абрахамс, ели свой хлеб. А вот кормить создателей «Суперменеджера» я бы не рекомендовал. На голодный желудок думается лучше.
3. «Еще один год» (Another Year, 2010)
Третий и самый «тихий» из всех дебютантов нынешней кинонедели — это, между прочим, не кукиш с маслом, а последнее на сегодняшний день творение знаменитого англичанина Майка Ли, не раз номинированного на многочисленные кинопремии, победителя Венецианского кинофестиваля 2004 года («Вера Дрейк») и Каннского кинофестиваля в 1996 («Тайны и ложь»).
«Еще один год» — это почти театральное зрелище. Ни тебе убийств, ни мордобоя, ни головокружительных трюков. Хороший британский юмор, неспешное развитие событий, трогательная, изящная история одиночества. Учитывая способность Майка Ли заставлять своих исполнителей вкладывать в кинопроцесс всю душу, можно ожидать от этой картины только положительных эмоций. В том числе благодаря блистательному английскому актеру Джиму Броудбенту, которого массовый зритель помнит по мюзиклу «Мулен Руж» и в роли отца незабвенной Бриджит Джонс.
Итоги близящегося уик-энда в части кассовых сборов сюрпризов не принесут. В отсутствие достойной конкуренции «Пираты» сметут всё и вся, доев крошки со стола на десерт. На разгромные цифры они не претендуют, но и довольствоваться малым не собираются. Не зря же Джонни Депп совершил турне в Москву. Прокатчики так спешили начать считать деньги, что запустили фильм аж в среду, за день до обычной официальной даты релизов в России.
Спешат, ибо понимают — уже в следующий четверг на экранах появится семейный трехмерный сиквел «Кунг-фу Панды», который имеет все шансы заставить «Пиратов» ходить по мостику.