Вот так строили наши предки. На века. Может, слово какое специальное, заговорное знали. Не без этого. Может, и знали.
Но, скорее всего, дело не в этом. В другом. Просто знали, как строить. Как сделать так, чтобы возведенное тобою многие десятилетия, а когда — и столетия, не только верой и правдой служило людям, но и радовало их своею неброской, но дорогой их сердцу красотой.
И если кому доведется проезжать через Маньгу — не поленитесь, поднимитесь по крутому откосу холма на самую его вершину, к часовне, обойдите её, присмотритесь внимательно… Уверен, вам откроется многое из тех плотницких секретов деревянной архитектуры, которыми владели наши предки.
Сруб большинства деревянных построек, тем более культовых, для увеличения срока их службы строили «в повал» — когда в верхней части сруба каждый последующий венец рубился из чуть более длинных брёвен, чем предыдущий. Соответственно, размер венцов, что видно даже визуально, при продвижении вверх, к крыше здания, постепенно увеличивался, а сам сруб как бы «валился». От того и такое интересное название этого строительного приёма.
Делалось это для того, чтобы скат крыши, одновременно служащий и водостоком, как можно дальше отходил от стены сруба и отводил от него главных врагов древесины — дождевые и талые воды.
Защита дерева от влаги, вообще — одна из основных задач, стоявшая перед строителями в деревянном зодчестве. Способы её решения могли быть самыми разными.
К торцевым частям деревянных конструкций кровли прикреплялись защитные резные дощечки — причелины, игравшие одновременно и роль украшений. В маньгской часовне, например, по ним выполнена контурная и выемочная резьба.
При скреплении брёвен между собой, фиксирующий паз выбирался в верхнем бревне, которое как шапка «обло» закрывало собой нижний венец, и дождевая (или талая снеговая) влага скатывалась по верхнему венцу, не задерживаясь в нижнем. В деревянных постройках более ранних периодов применялся тип выемки «в чашу», когда полукруглый паз выбирался в бревне нижнего венца. Соответственно, вся дождевая вода скапливалась в чаше нижних венцов, которые от этого быстро сгнивали. Поэтому по принципу их рубки и скрепления бревен между собой можно определить примерное время возведения маньгской часовни, которое датируется второй половиной XVIII века.
Один из видов традиционной для деревянного зодчества технологии возведения безгвоздевой кровли, когда стропилами служили целые стволы молодых елей с сохраняемой строителем корневой частью — «курицы», так и назывался — «по курицам и потокам». «Потоком» при этом служило удерживаемое выступающими корневыми частями «курицы» продольное выдолбленное бревно — балка, снизу поддерживающее кровельные тесины. Сверху, к коньку, их прижимал шелом, или по-другому — охлупень, массивное бревно с выбранным снизу пазом.
Совершенно другой тип безгвоздевой кровли применялся при строительстве «луковок» деревянных церквей и часовен. Эта технология называлась «по журавцам и кружалам».
Журавцы по определенным шаблонам вырезались из прочных, толщиной примерно сантиметра четыре, досок, которые деревянными нагелями крепились к центральному столбу, одновременно служившему основанием для крепления креста. Фиксация журавцов производилась горизонтальными кружалами, также вырезаемыми по шаблону из таких же толстых досок — тесин. Расстояние между ними, так называемый шаг, определялось в зависимости от размера лемеха — небольшой, изогнутой по форме главки осиновой дощечки, вырезанной специальным «заборчиком», для последующего крепления дощечек между собой.
Опять же — в целях борьбы с дождевой и талой влагой, закрепление лемеха на луковке и расположение их слоёв на ней подбиралось таким образом, чтобы вода никак не могла течь «навстречу» укладываемому слою.
Кстати, лиственная древесина в деревянном зодчестве, вообще-то, использовалась крайне редко. Осина же в качестве кровельного материала выбрана, как в силу длины своих волокон, что позволяло её гнуть, но, в отличие от сосны или ели, не ломать, так и из-за оригинальных оптических свойств. При попадании на осиновую дощечку солнечного луча под разным углом цвет дощечки меняется. Поэтому в разное время суток луковки деревянных храмов имеют разную окраску: серебристые, голубоватые, малиновые…
И это — ещё один из основополагающих принципов деревянного зодчества. Любой элемент деревянной конструкции должен одновременно быть практичным, прочным и красивым. Чтобы уже всё сооружение в целом смогло выполнять не только чисто утилитарную, но и эстетическую функцию.
Маньгская часовня — одно из подтверждений тому. Не одна сотня лет ей. А она — стоит. И радует нас своей неброской, но от того не менее замечательной красотой.
И ещё постоит. Не один десяток лет. Конечно, при бережном отношении к ней. У нас ведь и на дрова разобрать — много времени не надо…