Рады были обе стороны. Россияне тому, что удалось сбыть огромную территорию, до которой вряд ли когда дошли бы руки. Американцы — тому, что купили по дешевке то, что в будущем сулит неплохой доход. Дело в том, что за полгода до этого, в октябре 1866 года, в Новоархангельске янки вбили в землю первый телеграфный столб и нашли под ним слиток золота! Но от российских властей эта информация была, естественно скрыта.
Откуда вообще взялась эта цифра в 7 млн. 200 тысяч долларов? Первоначально цена была $ 7 млн., а 200 тыс. тут же после продажи получил на руки Эдуард Стекль, как говорится, «за труды праведные». Сегодня это называется «откат». Кстати, это были единственные деньги, которые получили от сделки представители России, пусть даже в лице одного из своих поданных.
7 млн. возникли не случайно. За несколько лет до этого события, когда над Аляской нависла угроза захвата со стороны англичан в ходе Крымской войны 1853−56 гг. И тогда Российско-американская компания «застраховала» свой остров именно на сумму в 7 млн. долларов. Спустя 10 лет цифру решили не подправлять!
О жизни на Аляске русских можно написать не один роман. Но его суть будет следующей — российские правители острова так и не сумели толком распорядиться тем, что имели. Сегодня можно поставить такой диагноз — чаще всего они жили сегодняшним днем и довольствовались малым. Можно было развивать сеть дорог, вгрызаясь в полуостров на юг, но если первый правитель Аляски Шелихов еще стремился как-то расширить свои владения, то второй — Баранов — больше был озабочен получением прибыли от продажи меха.
Кто еще остался в истории благодаря Аляске? Быть может, граф Резанов, судьба которого взволновала наших современников только после постановки рок-оперы «Юнона и Авось», да купец Прибылов, который в пьяном виде сбился с курса и открыл острова, богатые пушными зверями и до сих пор носящие его имя. А в основном, мы помним Аляску по рассказам и повестям Джека Лондона да песне, которую исполняет Николай Расторгуев: «Возвращай-ка родимую взад».
Только совсем недавно был назван «серый кардинал», который подталкивал императора Александра II к продаже Аляски. Им оказался единоутробный брат императора великий князь Константин Николаевич. Именно он нашептывал о том, что если мы не продадим Аляску США, то янки сделают все возможное для того, чтобы забрать эту территорию безвозмездно. И в качестве примера великий князь приводил Наполеона, который продал в апреле 1803 года Французскую Луизиану Соединенным Штатам за 15 миллионов долларов. А не подсуетись француз вовремя, еще неизвестно, чем бы закончилось дело.
Справедливости ради, следует заметить, что удержать Аляску и в самом деле было сложно. Численность русского населения на полуострове составляло от 600 до 800 человек в разные периоды, а гнать сюда флот или войска было весьма затруднительно. К тому же далеко не все россияне рвались сюда еще и потому, что местные индейцы не раз «шалили», а однажды даже сожгли дотла столицу русской Аляски Новоархангельск, перебив всех его поселенцев.
Зато до сих пор у новоиспеченных лейтенантов есть специальный тост: «Спасибо императору за то, что продал Аляску, иначе бы и там пришлось служить!». Подобный тост существует и у зэков, которые предполагают, что вождь всех времен и народов не преминул бы настроить на Аляске лагерей, если учесть, что территория здесь гораздо больше, чем территория тех штатов, которые занимают вторую и третью строчку по площади, — Техаса и Калифорнии, вместе взятых.
Миф о том, что Аляску никто не продавал, а просто отдал в аренду — не выдерживает никакой критики. Ведь в документах, подписанных 30 марта 1867 года, ни слова об аренде нет. Это скорее повод для политических инсинуаций.
И, наконец, о самой трагической странице истории Аляски. Многие русские люди, которые составляли основу поселения Новоархангельска, поначалу решили остаться на месте. Многие переженились на алеутках и индианках и не хотели никуда ехать. Но янки повели себя настолько нагло, что с Аляски начался массовый «русский исход». Новые хозяева и тут отличились. Первоначально они оплачивали переселение, но вскоре перестали это делать, мол, как вы будете добираться до России — ваши проблемы.
А завершилась вся эта эпопея тем, что английский барк «Оркни», везший 7 млн. долларов в качестве платы за Аляску, неожиданно утонул в Балтийском море. Спасшиеся матросы под пытками не сознались, удалось ли спасти золото. До сих пор ходят слухи, что американцы и не думали загружать презренный металл на борт барка, оставив его у себя и заплатив «комиссионные» всем заинтересованным лицам. Так ли это или нет, мы, скорее всего, уже не узнаем. Золото — самый известный молчун в мире…