Дебют «Зеленого шершня» на радио состоялся с легкой руки его создателей, Джорджа В. Трендла и Фрэна Страйкера, в 1936-м, на той же радиостанции, где тремя годами раньше в эфире прозвучали первые позывные «Одинокого рейнджера».
Впервые сюжет был экранизирован в виде сериала на студии Universal в 1940 году, главную роль в котором исполнил Гордон Джонс, а его верный подручный Като, будучи оригинально японцем, в свете негативного отношения к данной нации со стороны американской аудитории (Перл Харбор, правда, еще впереди), неожиданно стал корейского происхождения. Спустя год вышло и продолжение сериала — «Зеленый шершень наносит ответный удар!» (1941). Всего для обоих сериалов было снято 28 эпизодов.
Если сериалы сороковых были киношными, то в шестидесятых канал ABC сподобился выпустить одноименное телешоу. Увы, популярность «Зеленого шершня» уступала аналогам в виде приключения Бэтмена, и сериал продержался в телеэфире всего лишь один сезон. Однако прославился он вовсе не этим, а первым выходом в Новый свет легендарного Брюса Ли, который, само собой, засветился в роли Като. Популярность Ли в самом Гонконге была столь велика, что на родине актера сериал даже вышел под названием «Шоу Като».
И вот, наконец, наступило время обновить персонажей «Зеленого шершня» в новом тысячелетии, тем более что Голливуд постоянно находится в поиске старых идей, которые можно без особого напряга модернизировать. В результате, в начале 2011 года на экранах появилась картина Мишеля Гондри «Зеленый шершень» с участием известного американского комика Сета Рогена, благополучно провалившаяся в прокате и, по всей видимости, поставившая жирный крест на истории зеленого мстителя.
…Неожиданная кончина медиамагната Джеймса Рида (Том Уилкинсон) от укуса пчелы застала его непутевого сынка Бритта врасплох. При жизни папашу с сыном вечно не брал мир: отец шпынял отпрыска за малейшие проступки, считая, что лишь таким образом сможет наставить его на путь истинный. Однако что выросло — то выросло. Со временем Бритт превратился из доброго мальчика, желавшего угодить отцу, в прожигателя жизни, раздолбая и ловеласа.
Оставшись наедине с самим собой, Бритт понимает, что его жизнь превратилась в череду зажигательных, но малозначительных вечеринок. Поручив управление газетной империей Daily Sentinel («Дневной страж») совету директоров, сам Бритт находит общий язык с неким Като, который служил в качестве механика у его отца и каждое утро варил Бритту умопомрачительный кофе. Выяснилось, что у Като много и других полезных талантов: он и шустрый боец, и талантливый изобретатель.
Чтобы обрести в жизни смысл, Бритт объединяется с Като. Сначала — просто в поисках приключений на пятую точку, затем — для борьбы с преступностью в лице коварного коррумпированного мэра города Фрэнка Скэнлона и местной криминальной шишки Бенджамина Чудновски (Кристоф Вальц). Соорудив бронированную тачку («Черная красавица»), геройские доспехи и кучу смертельно опасных гаджетов, Бритт и его верный напарник отправляются на улицы города, чтобы вершить правосудие…
Картину Мишеля Гондри можно охарактеризовать двумя словами — большое разочарование. Мало кто всерьез ждал от ленты серьезного прорыва в жанре, учитывая весьма посредственную историю экранизаций данного сюжета на протяжении прошлого века, но надеялись многие. В первую очередь, сами авторы, в лице Гондри и Сета Рогена; последний не только выступил в заглавной роли, но и в качестве соавтора сценария и исполнительного продюсера.
Собственно, Роген и погубил весь замысел, в очередной раз доказав публике, что нуждается в строгом контроле со стороны какого-нибудь талантливого постановщика, вроде Джудда Апатоу («Сорокалетний девственник», «Немножко беременна») или Кевина Смита («Зак и Мири снимают порно»). Когда же Роген пытается выйти на сцену соло, подмяв под себя столь важную составляющую кинопроцесса, как сценарий, то получается не смешно и занудно.
В итоге, заявленный в жанре комедийного боевика, «Зеленый шершень», по сути, не является ни тем, ни другим, представляя собой весьма скорбное зрелище, перемежаемое редкими всплесками активности и множественными шутками Рогена, от которых, скорее, клонит в сон. Эффектные батальные сцены, оживлявшие трейлеры к фильму, оказались непропорционально короткими по сравнению со шквалом болтовни. В попытке освежить жанр и внести новизну в приключения героев, авторы фильма совершенно не учли наработки своих коллег («Пипец», «Темный рыцарь» и прочие комиксы нулевых), заставив зрителя откровенно скучать на сеансах своего творения. На воплощение коего, между прочим, было затрачено 120 миллионов вечнозеленых денег.
С самого начала проект вызывал у меня лично некоторое подозрение. Во-первых, Сет Роген, который ну никак не вяжется с образом супергероя. Впрочем, по сюжету этот миф развенчивает сам персонаж, так что в данном плане Роген не скривил душой и не старался выпячивать новые грани своего комедийного таланта. Во-вторых, Мишель Гондри, чья предыдущая карьера в кино совершенно не соответствовала его замашкам с «Зеленым шершнем». Режиссер блистательной романтической ленты «Вечное сияние чистого разума» с Керри и великолепный клипмейкер, Гондри плохо сопоставим с экранизацией комикса. Ни масштабом, ни жанровыми предпочтениями.
Оно, конечно, понятно, что и тот, и другой имеют право на смену имиджа (и рост собственных гонораров). Но зрителю этот переход, видимо, показался слишком резким. Не спасло картину и участие прошлогоднего лауреата многочисленных кинопремий Кристофа Вальца, чья карьера резко пошла в гору после сотрудничества с Тарантино над «Бесславными ублюдками».
В картине, кстати, на удивление много звездных камео. Если даже не считать таковым кратковременное, но, как обычно, блестящее появление Тома Уилкинсона (в роли медиамагната и сурового отца главного героя), то небольшие эпизоды с участием Джеймса Франко (звезда трилогии «Человек-паук» и драмы «127 часов», давний приятель Рогена и напарник по стебной комедии «Ананасовый экспресс: Сижу, курю») и Эдварда Ферлонга (исполнитель роли Джона Коннора во втором «Терминаторе») получились на славу. А вот мелькание «уставшего» лица Кэмерон Диас, которая вновь претендовала на роль объекта сексуального влечения, давно растеряв былой шарм, утомляло и даже местами напрягало.
Вердикт: из хорошей истории сляпали скучное кино. Складывается впечатление, что и главным героям, и авторам картины нравится сам процесс, но совершенно неинтересен результат. Полагаю, что Сет Роген и его друзья хорошо провели время за съемками картины, однако их впечатления резко отличаются от тех, что испытали мы, зрители. В который раз убеждаюсь, что после «Полицейского из Беверли-хиллз» Мартина Бреста в Голливуде резко разучились снимать эффектные комедийные боевики с нужным соотношением шуток и экшна. В «Зеленом шершне», впрочем, о балансе говорить даже не приходится, ибо картина на три четверти состоит из малоинтересных разговоров, никоим образом не компенсируемых работой специалистов по спецэффектам и актерской игрой.