Между тем японцы не только утонченные художники, но и большие прагматики. В традиционном японском быте, предметном мире, костюме оба эти свойства национального характера слились неразрывно. Сама «идеология» этого быта, его материального окружения, уходившая своими корнями глубоко в буддийское мировосприятие, диктовала — ничего лишнего, ничего случайного. По европейским меркам, японцы жили скромно. Лишь необходимый минимум вещей — зато каких! Неудивительно, что любая «бытовая мелочь» может стать предметом музейного хранения и коллекционирования. К числу таких мелочей относится и неразлучная в прошлом парочка —
Инро — это миниатюрное изделие декоративно-прикладного искусства, существовавшее исключительно в Японии в 17−19 вв., часть светского костюма мужчин и женщин. О назначении позволяет судить название: ин — «печать», ро — «коробка»,
Преобладали коробочки в форме слегка выпуклого прямоугольника со сглаженными углами, они могут быть округлые в сечении и плоские. Делались и фигуративные — в виде веера, черепахи
Эта крохотная (ок. 8,5×5×2,5 см) многоярусная шкатулка составлена из нескольких (чаще всего 3−5) отделений, расположенных одно над другим. Каждое следующее закрывает предыдущее, причем отделения подогнаны настолько тщательно, что в закрытом виде границы между ними практически не различимы. Верхнее закрывается крышкой, имеющей внутреннее пространство или плоской. По бокам
Ну, а нэцкэ — это фактически противовес на другом конце шнура. Карманов японский костюм не имел, шнур инро перекидывался через пояс, и нужен был какой-то брелок — зацепить за пояс и уравновесить тяжесть предмета, который хотелось иметь при себе, но не в руках. Таким предметом могла быть не только переносная аптечка, но и, например, кошелек, кисет.
Но вернемся к инро. По шнуру между коробочкой и нэцкэ скользила крупная бусина — одзимэ (от о — «шнур» и симэру — «сжимать, затягивать»). Ясно, что назначение бусины — стягивать шнур над крышкой
Абсолютное большинство инро изготовлено из лака на деревянной основе, поскольку этот материал прочен, воздухо- и водонепроницаем, отлично полируется. Основу делали из кипариса, высушивали до 3 лет и покрывали слоями лака числом до 30. Готовую основу художник украшал декоративными слоями лака, используя четыре основные техники: подмешивание золотой пудры, добавление красителей, инкрустацию (из металла, перламутра и др.) и резьбу. Декор «оплетал» переднюю и заднюю поверхности, маскируя разрывы между отделениями. Для этого их соединяли воском, который затем растапливали, а лак по линиям разъемов разрезали.
Ранние инро оформлялись в китайском стиле красным или черным лаком. Изображались на них драконы, стилизованные растительные мотивы, придворные сцены и благопожелательные иероглифы. В начале 17 в. под влиянием стилей великих национальных художников-декоративистов Коэцу и Корина в декоре инро появились лаконичные, свободно льющиеся по поверхности мотивы — растения, фантастические и реальные животные, предметы (веера, повозки и др.). В 19 в. общепринятым стал золотой фон, а на место цветных лаков пришла инкрустация. Некоторые инро этого времени выполнены целиком из дерева, кости или металла; встречаются акулья кожа, кора вишни, хрупкие стекло и фарфор, пористый древесный гриб.
С конца 19 в. из-за распространения европейского костюма инро постепенно вышли из употребления. Теперь они украшают художественные собрания. К сожалению, чаще всего отдельно от своих непременных спутников — нэцкэ и одзимэ. Сохранившийся до наших дней ансамбль встречается нечасто. Ведь прошло не одно столетие с тех пор, как эти красивые и удобные вещицы сообща служили своей сугубо утилитарной цели. Уже сами владельцы могли терять бусины и брелки и заменять их другими — не пропадать же нужной вещи!
Европейские и американские коллекционеры тоже далеко не сразу придумали собирать целые комплекты. Крохотные грузики-статуэтки, среди которых немало подлинных шедевров, привлекали увлеченных, но зачастую невежественных покупателей восточных диковин. Тут уж и японские резчики проявили прагматизм, не упустили привлекательной рыночной возможности. Немало
Из рук творческой интеллигенции они перекочевали в музейные витрины, и теперь будоражат наше воображение. Там, на витринах, они самодостаточны в силу своего художественного совершенства. Каждая — словно веха на таинственном пути вглубь времен, едва уловимая улыбка художника. И никто не вспомнит о безымянном состоятельном горожанине, который просто-напросто не хотел потерять свои лекарства!