Те, кто считает, что дети сегодня не читают, обычно ссылаются на то, что читать-то и нечего. Это заблуждение. Детской литературы на книжном рынке вполне достаточно. В последние годы литература для детей стабильно составляет 8−10% всего издательского книжного потока.
Проблема в другом: книгораспространение у нас сейчас не на высоте. Советская система книжной торговли была разрушена, а создание новой — дело долгое, затратное и не выполнимое руками отдельных энтузиастов. Поэтому далеко не каждая книга быстро и целенаправленно приходит к своему читателю.
Самые читающие — дети до трех лет
Итак, посмотрим на книжные полки магазинов. Невооруженным взглядом видно, что треть из ассортимента — это книжки для дошкольников.
Ничего удивительного. Согласитесь, книги для малышей покупают практически каждые мама и папа, даже самые неразвитые в культурном плане. На эту возрастную категорию и работают издатели. (Кстати, из более 500 книжных издательств России — 100 специализируются именно на детской литературе). Поэтому-то книжные полки, предназначенные для малышей, изобилуют разнообразием не только произведений, но и форматов книг. Здесь, как говорится, кто во что горазд, фантазия издательств не знает границ.
И действительно, «репертуар» малышей до 3 лет привлекает покупателей не содержанием, а формой. Книжки-подушки, книжки для купания, книжки-трансформеры, на колесиках, с погремушками, с куклами, музыкальные, издающие звуки, в форме литературных героев. Большой выбор интерактивных книг.
Однако, несмотря на такие изощрения, магазины больше ориентируются на классических Барто, Маршака, Михалкова.
— Книг этих авторов много не бывает — на них всегда есть спрос, — говорят продавцы, — Поэтому-то издатели тиражируют их в большом количестве, рассчитывая на читателей с разными материальными возможностями.
Голод на новые имена
Классики преобладают и в ассортименте книг для младших и средних школьников. Здесь уже издатели делают ставку на читающих родителей. При этом последние чаще всего ориентируются на свои воспоминания детства, когда мы были самой читающей нацией, и выбирают «имена, проверенные временем». В различных вариациях всегда в детских отделах есть Пушкин, Андерсен, Михалков, Носов, Драгунский, Успенский…
Кроме того, крупные издатели художественной литературы часто ориентируются на раскрученные бренды и «громкие имена», которые обеспечивают быстрый и массовый спрос. Отсюда большое количество переводной литературы, раскрученной на Западе. Под пиар-кампании издательств подстраиваются и сами книжные магазины: то, что спрос будет на рекламируемые повсюду книги — аксиома.
Важно помнить, что книжный рынок — это именно рынок, и книга на нем представлена как товар. Производители и продавцы товара заинтересованы в том, чтобы его продать. В ход идет реклама, придумываются пиар-акции, изобретаются способы воздействия на потенциального покупателя. Покупателями детской книги являются чаще всего мамы-папы и бабушки, и продавцы, естественно, пользуются их неосведомленностью и профессионально играют этим. Но полностью отказываться от рекламируемых товаров — тоже крайность. Книга, которую вам пытаются продать, может и вправду оказаться очень хорошей.
Впрочем, по той же самой причине — недоверие — родители часто упускают из вида новые имена. Между тем, о сегодняшнем мире наши дети узнают именно от современных авторов. Мы говорим не о Роулинг и ее подражателях, а о тех, кто умеет писать реалистическую прозу: без мальчиков-волшебников и девочек-чародеек. Здесь стоит упомянуть авторов — наших современников: Марину Бородицкую и Марину Москвину, Андрея Усачёва, Михаила Яснова, Сергея Махотина и Сергея Георгиева, Станислава Востокова, Артура Гиваргизова.
К сожалению, число таких авторов, тем более отечественных — ограничено. Между тем, у читателя тринадцати лет существует голод на современные повести, романы, в которых подростки узнавали бы себя и сегодняшний мир. Ещё больший дефицит в поэтических книгах для подростков. Если стихов для малышей у нас предостаточно, то поэзии, которая волнует душу 12−14-летнего человека, почти нет.
Комиксное мышление
Возможно, отсутствие реалий в детских и подростковых книгах влечет за собой такую нехорошую тенденцию, как увлечение комиксами.
Еще только пять лет назад, когда комиксы только появились, книжные магазины вообще не видели в них спроса. Сейчас же, к сожалению, их популярность возрастает. Причем возраст детей, увлеченных ими, снижается. Оно и понятно — дети хотят все меньше труда вкладывать в чтение.
Так считают и родители, которые пытаются привить любовь к чтению не всегда качественными романами для девочек и детскими детективами, желательно сериального типа. Именно на подобные серии сейчас спрос.
Кстати, понятие сезонности в книжном деле тоже играет большую роль. Сейчас, например, книжные магазины заказывают литературу, соответствующую списку внеклассного чтения на лето. В этом случае большей популярностью пользуются дешевые издания и хрестоматии из раздела «все в одном флаконе».
Алмазы и секретики
Продолжая разговор о покупателях, можно выделить еще и такую постоянную группу «клиентов» книжных магазинов, как родители с детьми, которые систематически обновляют свою домашнюю библиотеку. Еще одна категория — это те, кто выбирает подарки для детей и знают, что хорошая книга — это беспроигрышный вариант. Для них издатели предлагают достаточно широкий ассортимент. Что радует, так это большой объем изданий с так называемыми приложениями — конструкторами, различного рода коробочками с артефактами, картами.
Вот атлас тела человека: открываешь первый разворот, а там звуковая иллюстрация сердцебиения, на втором развороте — макет черепа. В подарочной книге по мифологии — обложка с «алмазами». А книга по древнему миру на каждой странице хранит сюрпризы ручной работы — сложенные карты, коробочки, открывающиеся сундучки, конвертики. А есть обложки с голограммами, сверкающие камнями и бисером, в бархатном переплете. Такие книги держать в руках одно удовольствие. Правда, не всегда внешний вид соответствует содержанию — но тут, как говорится, все зависит от наших собственных познаний и нашего отношения к реальным и искаженным фактам.
Вот уже несколько лет популярностью пользуются всякого рода энциклопедии. Правда, сейчас уже интерес к ним утихает — дело в том, что все активнее любознательные дети пользуются Интернетом.
Однако на ассортименте энциклопедий подобная тенденция пока никак не отразилась. Издательства предлагают как серии подобной литературы, так и общие сборники, причем есть и дешевые издания, и дорогие.
Что касается Интернета, то в отличие от взрослой литературы, детским книгам полномасштабное перекачивание на монитор не грозит. Благодаря родительскому благоразумию, детские книги всегда будет ждать спрос.
Литература из Китая
Обзор детской литературы вряд ли бы оказался полным, если бы мы не коснулись цен. Книги сегодня — это все-таки дорогое удовольствие. Если пять-шесть лет назад средняя стоимость детской книжки составляла рублей пятьдесят, то сейчас такая же книга в том же магазине может стоить двести пятьдесят, а то и все четыреста рублей. Не говоря уже о подарочных изданиях.
Да, за рубежом, в развитых книгоиздательских державах, книги еще дороже, но там интеллектуальный потребитель имеет, как правило, тот уровень дохода, который позволяет приобретать книги без ущерба для семейного бюджета. У нас же многие культурные потребители до сих пор вынуждены выбирать между еще одной книгой и продуктами на неделю.
С другой стороны, издатели, понимая проблему, ищут способы снизить себестоимость книги. Поэтому сейчас большинство детских изданий печатаются за рубежом, где полиграфия намного дешевле — в частности в Китае.
Возможно, в конце этого обзора читатели зададутся вопросом: так что же читать нашим детям? Вопрос этот и сложен, и прост одновременно. Внутри каждого из нас сидит эстет, экономист, цензор, каждый из которых влияет на наш выбор.
Однако завершить этот материал хочется словами классика отечественной детской литературы Самуила Яковлевича Маршака, который в свое время сказал, что книги для детей должны проверяться дважды: «Если книжка нравится только взрослым, то это не детская литература. Если же она нравится только детям — это не литература вообще, а халтура».