…Успешному архитектору Питеру Хаймэну (об его крутости говорит даже фамилия — Хаймэн — сильный, высший человек) позарез нужно добраться из Атланты в Лос-Анджелес, где в пятницу намечено рождение его первенца. У Питера есть куча времени в запасе и билет на самолет. Однако, как это часто бывает, непредвиденные обстоятельства вносят коррективы в наши хорошо структурированные планы.
Таким обстоятельством в жизни Питера стал его сосед по самолету Итэн Трэмбле, упитанный и невоспитанный начинающий актер, путешествующий в Голливуд, чтобы записаться на кастинг своего любимого телесериала «Два с половиной человека». Сущность Итэна сочетает в себе две диаметрально противоположные натуры: наивного идеалиста и практикующего идиота. Благодаря короткой стычке в салоне, оба горе-путешественника оказываются на обочине аэропорта и вынуждены добираться в Лос-Анджелес собственными силами. Или, как метко пошутил сотрудник службы безопасности аэропорта — вспомнить «великое бегство» Форреста Гампа.
Беда в том, что Питер предусмотрительно упаковал все личные вещи, включая кошелек с кредитными картами и водительскими правами, в чемодан, который, в отличие от его хозяина, не попал в «черный список» авиакомпании и продолжает полет по направлению к солнечной Калифорнии. Единственный шанс Питера добраться до рожающей жены вовремя — это объединить усилия с уже ненавистным на тот момент (это еще цветочки) Итэном, взявшим в прокат авто.
Все четверо (Питер, Итэн, его французский бульдог и прах отца в кофейной банке) вынуждены отправиться в двухдневное путешествие по дорогам Америки. И если отцу Итэна уже всё равно, то остальным участникам пробега придется сильно постараться, чтобы не поубивать друг дружку по пути к месту назначения…
Дорожные комедии про вынужденных попутчиков — это аналог полицейского фильма про двух напарников, которые в процессе поисков преступника никак не могут найти общий язык. Типичным представителем этого жанра (так называемое бадди-муви) являются, допустим, фильмы «Копы в глубоком запасе» или классика «Смертельное оружие». Фактически, это комедия положений (ситком, situational comedy), где всё действие построено на противоречиях двух людей и на их преодолении ради общего дела.
На эту тематику было снято уже множество фильмов. Приведу названия лишь самых известных и популярных. Помимо классической комедии Джона Хьюза, указанной в первом абзаце данной статьи, это и «Успеть до полуночи» Мартина Бреста, и «Трое на дороге», и «Нечего терять», и недавний «Побег из Вегаса». Залогом успеха этих картин у зрителя является резкое противопоставление характеров главных героев. Как правило, в связке должен быть человек, не привыкший отступать от своих моральных и этических принципов, а также отвязный раздолбай, у которого вообще нет никаких планок по жизни.
В данном случае эти образы примерили на себя два замечательных актера: Роберт Дауни мл., исполнивший роль серьезного архитектора Питера, и Зак Галифианакис, которому досталась партия недалекого, но доброго душой увальня Итэна.
Должен сказать, что оба исполнителя в избранные ими характеры вписались просто отлично. При этом и тот, и другой фактически не продемонстрировали ничего нового, но этого от них и не требовалось. Роберт Дауни мл. — всё тот же саркастичный и серьезный мужлан из дилогии «Железный человек», Галифианакис же вообще полностью повторил свою роль придурка из хитовой комедии «Мальчишник в Вегасе». Актеры прекрасно дополняли друг друга по ходу действия, реализуя себя в привычных образах и радуя зрителей узнаваемыми жестами и мимикой.
Присутствие в картине Галифианакиса, в общем-то, не удивляет, учитывая, что постановщиком фильма «Впритык» является Тодд Филлипс, автор «Мальчишника в Вегасе» и его грядущего продолжения. Тандем, видать, сработался, аудитория от буйного идиотизма Зака писает кипятком, поэтому грех было не воспользоваться сложившимся экранным имиджем в перерыве между первой и второй частью «Мальчишника».
Очень приятно, что помимо звезд в картину понатыкали небольшие эпизоды с участием не менее ярких персонажей в исполнении таких актеров и актрис, как Джульетт Льюис (продавщица травки), Мишель Монахэн (беременная жена Питера), Джейми Фокс (крутой дружок Питера, к которому он ревнует свою жену), рэпер RZA (сотрудник таможни аэропорта) и, конечно же, Дэнни МакБрайд (инвалид из пункта Western Union).
Само собой, подобные фильмы не каждому по вкусу. Есть здесь и скабрезности, и шутки ниже пояса, и даже неоправданная жестокость (в разумных пределах). Впрочем, видя, что вытворяет персонаж Галифианакиса и в какие передряги он втягивает несчастного архитектора, может появиться желание задушить этого Итэна собственными руками.
По сравнению с аналогом восьмидесятых («Самолетом, поездом, машиной», 1987), «Впритык», конечно, жестче и грубее. Оригинал, в свою очередь, был намного добрее, душевнее и сентиментальнее. Трудно винить в этом авторов, ибо за два десятилетия, что разделяют картины, юмор сильно поменялся, в него добавилось больше сарказма и цинизма. Это может раздражать или отвращать зрителей, воспитанных на комедиях 70-х — 80-х, но от этого никуда не денешься.
Вердикт: вполне смотрибельная комедия положений. Не шедевр и даже не претендует на это звание, но гораздо лучше, чем поздние творения братьев Фаррелли или опусы Джуда Апатоу. Я не был в восторге от просмотра «Мальчишника в Вегасе» того же Филлипса, но «Впритык» показался мне более грамотным и слаженным действом. Не исключено, что в этом заслуга не столько режиссера и его любимого исполнителя Галифианакиса, сколько невероятная харизма Роберта Дауни мл., который в последнее время, после длительного периода забвения, резко прибавил в мастерстве и уже вполне способен вытянуть на своих плечах практически любой проект.
П.С. В первом комментарии — трейлер фильма.