Те, кто с произведениями британца знаком не понаслышке, знают и уважают его фирменный стиль. Больше крови. Больше мяса. Больше секса. Этих трех правил автор придерживается неукоснительно, посему уже после прочтения пары романов вы начнете чувствовать к нему либо любовь, либо ненависть. Третьего не дано. Оговорюсь сразу, что я, увы, как раз отношусь к той части аудитории, что Баркера периодически «вкушает», но переварить не может. Свои мысли по этому поводу попробую осветить на примере его самого знаменитого кинофильма «Восставший из ада» (Hellraiser, 1987).
…Типичная британская семейка — Ларри, папаша-тряпка, его новая пассия Джулия, предпочитающая спать с его братом, и дочь от первого брака Кирсти, не сумевшая наладить контакт с холодной и надменной мачехой. В чём, спросите, нюанс? Дело в том, что тот самый любвеобильный братец Фрэнк увлекается не только тем, что соблазняет женщин, хотя в этом ему явно нет равных. Фрэнк перепробовал в своей жизни все разумные удовольствия и находится в поиске неразумных. На этой ниве судьба сталкивает его с продавцом раритетных вещей, который без особого нажима предоставляет в пользование Фрэнка заманчивую по форме и содержанию коробочку.
Сия вещица, как в сказке, манит и просит прикоснуться. Однако вот беда — руководство по эксплуатации в комплект не входит. Фрэнк на свой страх и риск нажимает невидимую кнопку и вуаля: открывает портал в преисподнюю. Местные «милые» создания, именуемые ксенобитами, знают толк в извращенных развлечениях. Бедняга Фрэнк становится их вечным заложником, обреченным на муки, граничащие со сладострастием.
Но Фрэнку что-то не прижилось в аду. То ли обстановка не приглянулась, то ли перебоев с дровами не наблюдалось, то ли просто ему захотелось еще разок взглянуть на свою ненаглядную Джулию. Поэтому когда семейство возвращается в свой лондонский дом, благодаря стечению обстоятельств Фрэнк ускользает от пристального взора ксенобитов и является своей любовнице во плоти. Точнее, частично во плоти, ибо в аду бедолагу прилично покромсали.
Чтобы вернуть свой прежний облик, Фрэнку нужна чужая кровь. Желательно свежая и человеческая. Джулия соглашается заманивать в дом мужиков, из которых ее приятель высасывает жизненные соки и постепенно сам превращается в человека. Их план мог бы даже реализоваться, если бы не любопытная Кирсти, случайно обнаружившая секрет этой «убийственной» парочки. В ее руки попадает заветная коробочка, и, чтобы выжить самой, девушка вынуждена заключить сделку с посланниками ада…
До выхода на экраны «Восставшего из ада», Клайв Баркер уже успел несколько раз поработать в кино сценаристом, в том числе на небезызвестном телесериале «Сказки темной стороны», а также дважды («Саломея» в 1973 и «Запретный» в 1978) самостоятельно экранизировать собственные тексты. Таким образом, «Восставший из ада», сценарий которого тоже принадлежит перу Баркера, стал его третьим опытом режиссуры.
Трудно сказать, почему именно этот малобюджетный ужастик, а не более поздние «Ночное племя» или «Кэндимэн», приобрел среди поклонников жанра поистине культовый статус. Настолько культовый, что вслед за ним последовали восемь продолжений (последнее вышло прямиком на видео в марте 2011), а в 2012 планируется ремейк.
Начнем с того, что фильм, в отличие от книги, достаточно сбалансирован. И сюжет кое-какой имеется, и характеры прописаны отчетливо, и ужасы, хоть и кровавые донельзя, но вполне терпимые и страшные одновременно. А вот роман написан весьма сумбурно. Кто читал — знает. Баркер, в отличие от того же Кинга, «строчку не держит» и часто сбивается в бред сумасшедшего. Его книги написаны весьма своеобразно, и не каждому под силу выдержать натиск его фантазий.
Но залогом успеха стали всё-таки не излишне натуралистичные подробности извращенных отношений Джулии и Фрэнка, а присутствие в кадре тех самых ксенобитов, от которых буквально мурашки по коже. Жуткие уроды, самоистязающие себя при помощи всяческих вычурных устройств, придают фильму неповторимую атмосферу.
Должен сказать, что как раз в первой части франшизы создатели уделили монстрам крайне мало экранного времени. В основном, повествование крутится вокруг беглеца Фрэнка (он и есть «восставший из ада») и его подружки Джулии, которая, живя по принципу «бьет — значит, любит», делает всё, чтобы вернуть к жизни своего любовника. Ксенобиты выходят на первый план только под самый конец картины и, кстати, заметно оживляют действие.
Немыслимое количество сиквелов (больше только у знаменитого киносериала «Пятница, 13-е») обязано своим появлением стремлением авторов (в том числе продюсера и сценариста части этих фильмов — самого Баркера) уделить больше внимания этим странным существам. Тем не менее, все без исключения продолжения истории получились на порядок хуже. Начиная с пятой части, вышедшей в 2000 году, они выпускались сразу на видео (затем на DVD), минуя кинопрокат.
Вердикт: Один из ярких представителей жанра садо-мазо триллеров с элементами мистики. Авторам удалось сохранить камерность повествования (действие фильма практически не выходит за рамки одного дома) и при этом раздвинуть рамки привычных представлений зрительской аудитории об обитателях преисподней.
В силу своей натуралистичности, фильм, конечно, на любителя. Баркер остался верен себе и напичкал кадры приличным количеством мяса и крови. Однако, в отличие от всяких «Хостелов» и безликих продолжений «Пилы», здесь насилие хоть как-то обосновывается. Страсть человеческая ведет к самоуничтожению, а безумная любовь — к столь же безумным поступкам. И хотя страдают в равной степени все герои картины, сопереживать хочется только молоденькой Кристи, оказавшейся посреди этого буйного кошмара совершенно случайно.
П.С. В первом комментарии — трейлер к фильму.