Шлёп! Шлёп! Творчество?

Реклама

Штамп в России — больше, чем штамп. Шлёп! И из-под пресса выскакивает новенькое, блестящее крыло автомобиля. Шлёп! Одним ударом рулон материи раскроен на сотни одинаковых футболок. Шлёп! Шлёп! Шлёп! Шнурки, горшки, здания. Чётко, ритмично, экономично.

Шлёп! «Ксерокс» выдаёт копию необходимого документа. Шлёп! Телевизор, взламывая черепные коробки, вкладывает в них информацию: «Доширак» — лучшее блюдо! Удобрить «Балтимором», растворить «Кока-колой». Шлёп, шлёп, шлёп — резиновый кругляшок подтвердит достоверность любой недостоверной информации. Быстро, удобно, бюрокра… э-э-э… практично.

Жизнь поставлена на конвейер, как производство. Производство ориентировано на штамповку жизненных благ. Конвейер, словно сказочный рог изобилия, изрыгает на нас электрические лампочки, плавленые сырки, кирпичи и песни. К плавленым сыркам и кирпичам претензий нет. Штампованные песни, хотя и вызывают ту же изжогу, почему-то именуются «творчеством». Существует и такой речевой штамп, как «люди творческой профессии». Видимо, подразумеваются те, кто штампует не банальные табуретки или, упаси боже, кастрюли, а — искусство!

Реклама

Шлёп! Три аккорда под «фанеру» выдаются за шлягер. Шлёп! Десятки трафаретных сериалов, в противовес действительности, показывают счастливую и справедливую жизнь. Шлёп, шлёп, шлёп — издательства тиражируют сотни бессюжетных «бестселлеров».

«Эй, подруга, посмотри на меня — делай, как я, делай, как я!» Посмотрели — ничего сложного — шлёпаем самостоятельно, по трафарету. Вилла на Мальдивах — трафарет счастья. 90−60−90 — трафарет красоты. Секс — трафарет любви. Работа в «творческой профессии» уже трафаретно подменяет собственно творчество. Навыки вторичны, первична гипертрофированная жажда славы и денег, а также чувство собственного превосходства над толпой.

«Маленькие дети это поняли уже:

Реклама

Лучше песни петь на сцене, чем ишачить в гараже!
На заводе и на шахте платят мало и не всем,
А артист живет богато, без забот и без проблем!
Круто! Ты попал на TV,
Ты звезда!»…

Почему-то напрашивается аналогия с функционерами от руководящей партии Советского Союза: лучше речь толкать со сцены, чем ишачить и т. д. Речи штамповались по той же технологии, что и нынешние хиты. Шлёп, шлёп! Коряво? Зато сытно, комфортно, и никакой ответственности за сотворённое.

Как выразился однажды В. С. Черномырдин, «мы продолжаем то, что мы уже много наделали». Из произведения в произведение кочуют одноклеточные выражения и сюжеты. Тотальная штамповка породила плагиативность мышления. Авторство неконкретно и размыто, словно просёлочная дорога после ливня. Шлёп, шлёп, шлёп — по пуду глины на сапог: не идём, а чвакаем. Хлоп, хлоп, хлоп — добровольно оболваненный пипл аплодирует очередному хиту с тем же восторгом, с каким аплодировал очередному пленуму ЦК.

Реклама

Суть творчества — в открытии и создании чего-либо качественно нового, уникального, неповторимого. Бизнес же требует определённого количества изделий в единицу времени. При нарастании количества неизбежно страдает качество. Процесс творчества под предводительством шоуменов свёлся к механическому составлению «нового» продукта путём комбинирования истрепавшихся составляющих. Конфуций заявлял, что всё зло — от неправильного применения слов. Произнося «творчество», но подразумевая «ремесло», получаем штамповку. То есть давно известный велосипед, хотя и с педалями навыворот. Конечно, и обычный велосипед можно довести до совершенства. Однако «совершенство — понятие относительное и зависит от личных несовершенств каждого».

Вспышка новой звезды сопровождается появлением чёрной дыры. Не хочется, чтобы в чёрные дыры провалилось то, что можно считать творчеством. Речь, разумеется, не обо всех «звёздах» поголовно, среди них нередки по-настоящему талантливые артисты, музыканты, поэты и художники. Но тенденции к штампу прослеживаются.

Посему, вслед за древними латинянами, воскликну в заключение: fac et spera — твори и надейся! Без упора на первую часть изречения.

Реклама