В отличие от физики и алгебры, теоретические основы и практические навыки в этом деле каждый из нас получает самостоятельно, за рамками общеобразовательных учреждений. По крайней мере, школьные преподаватели девочкам не вдалбливают аксиомы обольщения, а мальчики не изучают под присмотром трудовика правила пикапа. И те, и другие приходят к этому сами. Кто рано, кто поздно, кто вообще никогда.
Знакомство — процесс архиважный, но лишь начальный его этап. За первым свиданием может случиться второе. Редкие встречи перерастают в отношения, в знакомство с родителями, в совместное проживание и, наконец, в брак. Но даже семейное положение — это не конец истории, ведь никто не застрахован от разочарования. Появляются связи на стороне у одних и депрессия и ревность у других. Кто-то посиживает на двух стульях, а обиженная половина жалуется на недостаток внимания друзьям, подругам или психотерапевту. Затем развод, девичья фамилия и… Да, правильно, всё начинается сначала. Об этом и многом другом рассказывает фильм Кена Куописа «Обещать — не значит жениться».
Пересказать сюжет этого фильма представляется мне невыполнимой задачей. Этакий романтический капустник с множеством героев и сюжетных линий, которые к финалу тесно переплетаются меж собой, приводя очередной жизненный этап каждого персонажа к некому логическому завершению.
Подобная взбалмошная структура киноповествования обрела жизнь с легкой руки британского режиссера и сценариста Ричарда Кёртиса, автора сценария к блистательной комедии «Четыре свадьбы и одни похороны» и постановщика великолепной ленты «Реальная любовь». Американцы идею, как обычно, подхватили (сперли) и теперь практически ежегодно выпускают картины, построенные по данной схеме. В прошлом году, например, это был «День святого Валентина».
Первые двадцать минут от аудитории требуется выдержка и хорошая зрительная память, ибо герои множатся без устали, появляясь в кадре на пару минут и уступая экран всё новым персонажам. Каждый из них каким-то образом связан с остальными. Не напрямую, но через легко усваиваемую (через полчаса, не раньше) цепочку взаимосвязей. Я бы мог вкратце обрисовать кто, кому и почему, но, поверьте, в этом нет никакого смысла. Тот самый случай, когда проще один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать.
О чем, собственно, фильм? О том, что в любви не бывает правил. А если и есть, то по ним никто не играет. Каждый тянет одеяло на себя, хотя не всегда выигрыш — это победа, а проигрыш — это поражение. Или, говоря языком анекдотов, «Если от вас сбежала невеста, еще неизвестно, кому повезло больше».
Персонажи картины — набор определенных психотипов, и у каждого есть своя неповторимая фишечка. Это позволяет зрителям не запутаться окончательно, ибо, по крайней мере, понятно, какие мотивы движут тем или иным героем. К примеру, девушка на выданье ДжиДжи (Джиннифер Гудвин) отчаянно пытается влюбиться. Старается, из кожи вон лезет. Ан нет, ничего не выходит. Ее знакомый бармен Алекс (Джастин Лонг), наоборот, считает, что «хорошими делами прославиться нельзя». Или, например, Бет (Дженнифер Энистон), проживающая со своим парнем (Бен Аффлек) уже семь лет и мечтающая о законной ячейке общества. А вот муж ее подруги Джанин (Дженнифер Коннелли) Бен (Брэдли Купер), напротив, после многих лет брака, уже и забыл, зачем давал клятвы и подсознательно ищет приключений на стороне.
Если вам удастся быстро и безболезненно разобраться в этой неразберихе, то просмотр становится намного интересней, ибо можно следить за развитием сразу нескольких судеб. Это как сериал, сжатый при помощи монтажа до полнометражного фильма. Только без «мхатовских пауз» и занудных, безжизненных диалогов. Многие полнометражные мелодрамы грешат тем, что настолько погружают зрителя во взаимоотношения отдельно взятой пары, что уже никакого терпения нет внимать их постоянным размолвкам и воссоединениям. В ленте Куописа каждый кадр наполнен действием: тут расстались, там познакомились, здесь переспали, там разругались в хлам.
Плюс забавные псевдодокументальные вставочки, в которых якобы обычные люди (а может, и не якобы) делятся своими соображениями на отношения полов. Две упитанные негритянки свято веруют, что все мужики — козлы, а портовый рабочий уверен, что если девушку зовут Кристин или Эмбер, то она вам точно не даст.
Как обычно, при создании подобных «романтических ералашей», в кастинге «Обещать — не значит жениться» значится приличное количество знаменитостей, которые соглашаются работать в команде, ибо по сюжету фильма номинального центрального героя попросту нет. Женская половина включает очаровательных Джиннифер Гудвин, Дженнифер Энистон, Дженнифер Коннелли, Дрю Берримор и Скарлетт Йоханссон. Мужчины тоже не подкачали. Среди них красавчик Брэдли Купер, Джастин Лонг, Бен Аффлек, Кевин Коннолли, а также Крис Кристофферсон и колоритный Луис Гузман. Почти все эти люди вполне в состоянии возглавить фильм в одиночку, а здесь им приходится уживаться на одной съемочной площадке.
Само собой, каких-либо неожиданностей или откровений от фильма ждать не приходится. Это милая романтическая история (картина вышла в 2009 году, за неделю до Дня святого Валентина) не претендует на истину в последней инстанции, а большинство «умных мыслей» кажутся таковыми только, если вы совсем ничего не смыслите в «борьбе полов». Поступки героев не изобилуют неожиданными решениями и грамотно укладываются авторами в общую схему сложностей человеческой натуры. Другими словами, перед нами этакий голливудский «Дом-2». Только без быдла.
Вердикт: кино, конечно, одноразовое. Понравится больше женщинам, тем более что на них и ориентировано. Смотрится легко, зачастую ловишь себя на мысли, что реплики персонажей не отпечатываются в мозгу, по причине их банальности.
Профессионально сшитый голливудский глянец для людей, переживающих кризис среднего возраста. Из романтически настроенных натур может даже слезу вышибить. А кто-то, не слишком опытный, дай Бог, извлечет некоторую пользу.