Что касается искусственных материалов, а именно стекла, то его научились делать ещё около 6 000 лет назад на территории современных Ближнего Востока и Северной Африки. В частности, на право называться родиной стекла в равной степени могут претендовать Египет, Ливан, Сирия и Турция.
По одной из версий, самые первые стеклянные слитки образовались после попадания в огонь спрессованных блоков природной соды.
Хотя стекло и первое подобие стеклянных бусин начали делать примерно в одно и то же время, самые древние бусины, возрастом 4 000 лет, археологи нашли при раскопках Фив. И если со стеклом не всё так однозначно, то египетское происхождение бисера никто не оспаривает.
«Фальшивый жемчуг» из непрозрачного, мутного стекла, которое по-арабски называлось «бусра», пользовался в Египте большой популярностью. Из него делали бусы, браслеты, оплечья и много других изделий, правда, тогда размер бусин был гораздо большим, чем сейчас, до пяти сантиметров! К тому же, его вообще с трудом можно назвать бусинами — выглядел он, как маленькие сосульки, чаще всего, длиной от 1 до 4 сантиметров.
Производились эти изделия посредством выливания расплавленного стекла на каменную или костяную основу.
Финикийцы, которым как купцам и мореходам не было равных, поставили меновую торговлю стеклянным товаром на поток. В Африке за бисер покупали рабов, по всему Средиземноморью он быстро стал одним из основных показателей социального статуса и богатства.
На рубеже
После падения Римской империи стеклоделие продолжало успешно развиваться в её восточной части — Византии, а также в Венеции. Но только с XIII века, после того, как Византию постигла судьба Рима, венецианское стеклоделие начало бескомпромиссно доминировать в регионе.
В 1221 г. всё основное стекольное производство Венецианской республики, за исключением мелких мастерских, перенесли на о. Мурано, из соображений санитарной и противопожарной безопасности. Кроме того, островное расположение упрощало контроль над производством со стороны властей. В 1275 г. Сенат вообще запретил несанкционированный вывоз сырья и любых отходов с целью сохранить технологию производства в тайне.
В XIV в. стекольщикам начали жаловать неслыханные привилегии, вплоть до разрешения выдавать дочерей за аристократов. И тогда внук простого стеклодела становился патрицием! Тем не менее, некоторые мастера убегали, открывая собственные мастерские сначала в других городах, а впоследствии и в других странах.
В частности, в XV веке, помимо закона о наказании за подделку драгоценных камней посредством стеклянных изделий, а также появления в Мурано своего суда, администрации, денежной единицы и посла в Венеции, был издан указ об измене, требовавший возвращения перебежчиков на родину. В случае неповиновения, их родственники попадали в тюрьму. Если и это не давало результата, к ним посылали ассасинов (наемных убийц)…
В этом же веке зародился новый способ производства — выдув, вследствие чего появилась возможность изготовления полых трубочек, которые после разрезания на короткие кусочки и обработки превращались в округлые бусины. Прогресс не стоял на месте, и уже в XVI веке бисер начали делать не из пустотелых, а из цельных трубок, обрабатываемых над огнем лампы.
В начале XVII века, когда в Венеции было уже около 250 мастерских-производителей бисера, «бисерщики» объединились с «хрустальщиками» в одну общую корпорацию.
В
К середине XVIII в. из-за падения производства и возросшей конкуренции осталось лишь около 20 мастерских, а к 1836 г. война между Австрией и Францией сократила это число вдвое…
После войны обороты производства вновь возросли, к тому же возник машинный способ изготовления, и бисер стал по-настоящему массовым и доступным, в том числе и в России, где низание (бисероплетение) завоевало неимоверную популярность среди всех слоев населения. Ну, а самые искусные образцы рукоделия выходили из монастырских стен, где монахини, используя веками накопленный опыт, расшивали бисером не только церковные одежды и убранство, но и выполняли заказы светских модниц.
На бисер обратили пристальное внимание даже такие знаменитые мастера, как Тиффани и Галле, главные представители модернизма в художественном стеклоделии.
Медленно, но верно бисер занял лидирующие позиции среди других украшений по всему миру. Горлячка, сыплянка, гайтана, пляценка, ожерелка; згарды, зебигардан, горданы; хар, массанга, каяр, чале, каролинес — всё это названия одного и того же материала и украшений на его основе — украшений из бисера!