С трилистником у ирландцев связана еще одна примечательная особенность: считается, что если найдешь четырехлистный листочек (а они попадаются очень редко), то вас ждет удача. Если же такой листочек вы отыщете 17 марта, то за такой «джек-пот» удача удваивается. Так объединилось почитание национального символа — трилистника и национального покровителя — святого Патрика. Именно его чествуют 17 марта ирландцы всего мира, где бы они в этот день ни находились.
Наряду со святым Георгием, святым Андреем и святым Давидом, которые соответственно являются покровителями Англии, Шотландии и Уэльса (а Св. Андрей к тому же — небесный хранитель России и Греции), Патрик — один из самых почитаемых святых на Британских островах. Именно он принес в V веке н.э. христианство в языческую тогда Ирландию. Хотя сам вообще-то ирландцем не был. Точная дата его рождения до сих пор не известна; причем разброс довольно большой — от 373 г. до 415 г. Судя по дальнейшей хронологии, наиболее вероятным представляются 380-е годы. Да и о месте рождения нет единого мнения.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, Патрик появился на свет 17 марта в поселении Баннавем Таберниэ в Уэльсе, который тогда находился под владычеством Рима, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы. Ребенку было дано имя Мэвиайн Суккат (Maewyn Succat). Примерно в 16-летнем возрасте его похитили пираты и доставили в Ирландию, где он попал в услужение к одному из местных вождей — пас овец и свиней.
Шесть лет спустя ему удалось убежать и вернуться в отчий дом, правда, не сразу. Потому что юноша решил следовать божественному провидению. По его собственному признанию, в юности он не знал истинного Бога (именно этому обстоятельству он приписывал свое похищение), и только случившееся с ним несчастье и многочисленные лишения, выпавшие на его долю, помогли ему обрести глубокую веру и полюбить Бога. В этом стремлении его укрепил галльский епископ Герман Осерский, который стал его наставником в монастыре св. Мартина Турского. В Галлии Мэвиайн Суккат и принял имя Патриций (Патрик), означающее примерно «отец людям».
Чрезвычайно успешным и вместе с тем загадочным оказалось установление христианства на Изумрудном острове. Потому что это произошло практически бескровно. Несмотря на многочисленную и влиятельную касту местных жрецов-друидов. Народ вместе с правителями переходил в новую веру массовым порядком, а правители оказывали святому Патрику всяческое содействие. А друиды быстро исчезли. Причем столь стремительно, что от времени их владычества не осталось даже сколь-нибудь стройной системы взглядов на устройство мира.
Объяснить это можно, наверное, двумя причинами. Во-первых, исключительным даром убеждения, логического рассуждения и яркостью личности самого святого Патрика. К примеру, стало хрестоматийным его высказывание: «Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах», посредством которого он на примере трилистника объяснял понятие Святой Троицы. Во-вторых — а может, и во-первых — тем, что бескровная смена идеологии была в тот момент как никогда выгодна королям и воинской аристократии, которые стремились выйти из-под власти друидов: на основе своего священного права те налагали на королей и воинов сакральные обязательства — гейсы, которые ограничивали правителей в решениях.
Кстати, несмотря на терпимость и, выражаясь современной терминологией, толерантность св. Патрика к другим верованиям, с адептами язычества, открыто восстававшими против него, он вовсе не церемонился. Например, друида Локру, который как-то начал оскорблять святого, а вместе с ним и всю христианскую веру в самых неподобающих выражениях, Господь, вняв мольбам Патрика покарать богохульника, поднял в воздух, а потом швырнул на землю. И Локру размозжил себе голову о камень.
Одно из чудес, которые легенды приписывают святому, связано с изгнанием змей из Ирландии. Произошло это на горе (с тех пор она называется Кроу Патрик), взойдя на которую, Патрик повелел змеям со всей ирландской земли собраться у его ног, а затем изгнал их. Возможно, мы имеем дело с красивой аллегорией. Дело в том, что у древних кельтов был бог плодородия Сернуннос, изображавшийся в виде змеи. И проповедовавший христианство Патрик просто «запретил» этого бога, а не изгнал настоящих змей. Как бы то ни было, существует реальный факт — змей в Ирландии нет. Правда, скептики утверждают, что их там и отродясь не было.
Свершив множество богоугодных дел, святой Патрик умер — опять же предположительно — 17 марта в городе Даунпатрик. Здесь в средние века и сложился его культ, который сегодня распространился по всему миру. (Саван для него, говорят, собственноручно соткала святая Бригита). Здесь в средние века и сложился его культ, который сегодня распространлися по всему миру. Между прочим, Св. Патрик почитается не только Католической, но и Православной церковью, поскольку он был канонизирован еще до разделения Церкви, которое произошло в 1054 году. И в ряде православных церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (то есть 17 марта по старому).
И еще один интересный факт: Патрик является покровителем не только Ирландии, но и Нигерии. Это объясняется тем, что там в свое время в основном трудились ирландские миссионеры.
17 марта в честь святого устраиваются салюты и фейерверки, движутся красочные парады с духовыми оркестрами, непременный атрибут которых — знаменитая волынка. На улицы выходят люди в экстравагантных одеяниях, включая рыжие парики и зеленые кепки; каждый берет с собой желто-бело-красный национальный флаг и горшочек с клевером. Повсюду царит веселье.
Пальму первенства относительно первого такого парада оспаривают друг у друга американские города Нью-Йорк и Бостон. Нью-йоркцы утверждают, что первый парад состоялся именно у них — в 1762 году. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою солидарность с ней. Сторонники Бостона, который издавна считается «самым ирландским» городом Соединенных Штатов, уверяют: впервые празднование Дня св. Патрика было организовано в 1737 г. именно в их городе.
А пока они спорят, все в этот день на время становятся почетными ирландцами — если, конечно, пожелают. Образ св. Патрика уже более полутора тысяч лет не оставляет людей равнодушными. И пусть кто-то воспринимает празднество в его честь, в первую очередь, как повод устроить парад и как следует повеселиться. Пропустив пинту-другую пива или бокал-другой виски. 17 марта вообще полагается откушать хотя бы рюмочку. Можно устроить соревнования бокалов выпитого, в честь святого Патрика и Изумрудного острова. Существует даже так называемая «чарка Патрика» — единица измерения количества выпитого в этот день виски. Главное — не злоупотреблять и разумно распределить силы от старта до финиша, не так ли?