Превращать обычное куриное яйцо в волшебное молодильное яблочко — писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки. Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев. Узор мастерицы не придумывали, а списывали с прошлогодних писанок. А к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право даже прикасаться.
Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 8 тыс. лет. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок — специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить. На рубеже 19−20 веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок (правда, во время войны многие коллекции были утрачены). Также сейчас восстанавливаются коллекции известных русских мастериц буквально по описанию писанок.
Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо, либо за крашенку к Пасхе. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Новый цикл писания мастерица начинала с чистого четверга. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимое движения в рисунке. Ее орнаменты — священные письмена: молитвы, колядки, законы Божий, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов. Писанка — один из таких оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику.
Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище. Девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка.
Писанка — символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это выражено в узорах писанок. Узоры эти возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой.
Тема символики писанок очень глубока. Ее непросто раскрыть в этой небольшой статье. Но я думаю, что теперь вы сможете не спутать писанку с крашенкой, а быть может, вам даже посчастливится подержать в руках это чудное яичко!
Иллюстрации — из книги З.Н. Иваницкой.