Как известно, церемония развивается по принципу от мелкого к крупному. Я никоим образом не хочу обидеть создателей документальных фильмов, художников-постановщиков, гримеров и специалистов по визуальным эффектам, но вполне очевидно, что не благодаря им эта церемония традиционно собирает у экранов многие миллионы зрителей. Аудитории хочется поглазеть на настоящих звезд в ослепительных нарядах от ведущих дизайнеров, на реакцию номинантов (как тех, что получат по заслугам, так и тех, что останутся за бортом), на привычно эмоциональные речи победителей и вместе порадоваться с триумфаторами.
Согласно процедуре, мы тоже начнем наш обзор по восходящей. Первыми значимыми премиями можно считать награды, врученные за работу оператора, художника-постановщика и сценариста. Здесь особых неожиданностей не произошло. Уолли Пфистер закономерно стал обладателем золотой статуэтки за свои операторские изыски в «Начале» (хотя многие прочили эту премию оператору «Железной хватки»), а лучшими стали художники яркой и красочной сказки Тима Бёртона «Алиса в стране чудес». Сценарий, как обычно, делится на оригинальный и адаптированный, и здесь тоже обошлось без сюрпризов. В первой категории победу одержал блистательный «Король говорит!», во второй ее праздновали авторы «Социальной сети».
Затем дошло время и до первых персональных актерских наград. Жадный «Боец» Расселла захапал обе премии для своих исполнителей: среди женщин отличилась Мелисса Лео, а Кристиан Бэйл очень ожидаемо получил своего первого в кинокарьере Оскара (верю, что будут и другие).
Никто не сомневался, что среди мультяшек победит третья часть «Истории игрушек», которая не только является самым кассовым фильмом прошлого года, но и заслужила массу положительных отзывов от кинокритиков. Также никаких сомнений не принесла категория «Лучший фильм на иностранном языке», «Месть» Сюзанн Бир оказалась удачливей своих, не менее достойных, конкурентов.
Звуковые достижения поделили между собой «Начало» Нолана и «Социальная сеть» Финчера, лучшие костюмы, само собой, оказались у новейшей экранизации «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, а в категории «Лучший грим» победу праздновали специалисты, усердно потрудившиеся над персонажем оборотня в триллере «Человек-волк» (сама картина провалилась в прокате, так что данная премия — ложка меда в бочке дегтя).
С визуальными эффектами интрига была, но слабая. Коряво отконвертированное 3D «Алисы» уже отметилось работой художника и костюмера, а «Гарри Поттер» и «Железный человек 2» в этой области ничего принципиально нового не показали. Поэтому «Начало» и его виртуальная вселенная сновидений являлись фаворитом и фаворитом остались.
От номинаций просто волнительных (читай — малоинтересных) переходим к самому сладкому и интригующему.
В актерском стане борьба обещала быть жестокой и беспощадной. Среди женщин триумф предвещали двоим — Николь Кидман за тяжелую драму о родительском горе «Кроличья нора» либо Натали Портман за «лебединую песню» в «Черном лебеде». Причем, прогнозы неумолимо склонялись к победе Портман. Во-первых, Кидман уже имеет в активе Оскара за «Часы» (2002), во-вторых, Портман в этом году уже дважды подтверждала свое первенство. Сначала на «Золотом глобусе», затем на церемонии Британской академии.
У мужчин ситуация сложилась не менее безвыходная, ибо статуэтка одна, а обиженных ею будет четверо. А выбирать было из кого. Само собой, лидирующие позиции в списке номинантов занимал Колин Фёрт, который, так же как и Портман, уже поимел и «Золотой глобус», и статуэтку BAFTA. Однако ему наступали на пятки и дышали в спину и Хавьер Бардем («Бьютифул»), и Джеймс Франко («127 часов»), и даже дебютант церемонии Джесси Айзенберг («Социальная сеть»). Разве что Бриджес мог спать спокойно, два раза подряд ему Оскара вряд ли вручили бы.
В истории Оскара случались случаи, когда академики разграничивали успех режиссера и его творения. Так, в 2006, когда лучшим фильмом года стало «Столкновение», лучшим режиссером признали Энга Ли за «Горбатую гору». Саму картину, по вполне понятным причинам, недооценили, во избежание создания прецедента. Похожий коллапс произошел и в 2003, когда лучшим стал мюзикл «Чикаго», а среди постановщиков выделили работу Романа Полански («Пианист»). Таким образом, от Оскара-2011 тоже можно было ожидать, что финал будет двойственным. Лидером номинации считался Дэвид Финчер, обласканный до этого другими весомыми наградами, а Том Хупер и Даррен Аронофски, наоборот, оставались в тени и подобно темным лошадкам, могли в любой момент совершить финальный рывок к финишу.
Второй раз подряд расширенная главная категория давала шанс многим. Естественно, принято считать, что пять картин здесь лишние, но, согласитесь, иногда предпочтение отдать так трудно, что решение киноакадемии понятно. Лучше добить десятку финалистов двумя-тремя лентами из разряда «отлично, но не блистательно», чем отказать в признании (а номинация — это тоже почетно) двум-трем заслуживающим этого картинам. Статистика неумолима — «Король говорит!» со своими 12-ю номинациями — безусловный лидер. Однако по всем второстепенным категориям фильм пропустили, поэтому надежда на главный приз была, но ближе к финалу церемонии теплилась, а не горела ярким пламенем.
Особенно настораживал тот факт, что «Король говорит!» — произведение чисто британское по сути, по форме и по стилю. Поэтому американская премия могла в любой момент сделать финт ушами и, успокоив англичан статуэтками за режиссуру и актерское мастерство, отдать звание лучшего фильма прошлого года в руки Финчера и его ангажированной «Социальной сети». Но, слава Богу, этого не случилось. «Король говорит!», продолжая традицию таких лент, как «Лоуренс Аравийский» и «Огненные колесницы», стал очередным английским фильмом с почетной приставкой «Лучший фильм года»!
Что ж, премии розданы, церемония завершилась, а «Король говорит!» по-прежнему демонстрируется в прокате России, поэтому тем, кто еще не ознакомился с этой замечательной лентой, советую поспешить и насладиться ею.