В Японии веер существует с незапамятных времён, пользуются им все сословия. Крестьяне, чтобы провеивать рис, аристократы и гейши используют его как часть костюма, артисты для театральных постановок… Буси (воинское сословие), тоже не осталось в стороне. На войне все средства хороши, если они помогают воевать эффективно.
Исторически в Японии параллельно развивались два вида веера.
Первый тот, который нам хорошо известен: складной, сложенный из плоских пластинок или сделанный из плотной бумаги. В разложенном положении выглядит как полукруг или сектор диска. В Японии такой веер называют оги или сэнсу (сокращённо сен). В Европу такой веер попал из Китая, где его называли «японским веером». Исторически в Японии его считали «крестьянским», именно таким веером японские крестьяне провеивали рис, отделяя его от шелухи.
Вторая разновидность веера — нескладывающийся веер округлой формы с жесткой ручкой. Называют такую конструкцию утива или дансэн. Этот веер упоминается в самых древних японских хрониках как часть костюма японской аристократии. Произошёл он путём своеобразной «модернизации» широкой плоской палочки для поддержания осанки саку, которую упирали в грудь и подбородок во время долгих церемоний. А потом сделали из этой палочки средство для обмахивания и… «символ статуса». Ну, вроде современного огромного смартфона за 5000 евро. Постепенно этот веер остался лишь символом статуса, а для обмахивания стали применять более практичные складные оги.
Вернёмся к теме статьи. Военной.
«Первый идеал воина —
единение человека и его меча.
Когда он достигает этого,
даже травинка может стать
оружием в его руках.»
Фраза из фильма «Герой».
Какие ассоциации вызывает слово «военный»? Особенно в средние века? Рукопашная схватка, полководец на лошади, красочная процессия… Японцы применили веер везде, где это было возможно.
Например, в церемониях и парадах. В качестве знамен или атрибутов воинских процессий использовались большие шелковые веера ума-ши-руши (в переводе — «лошадиный вымпел»).
Жесткий утива был больше символом статуса, чем оружием. Для полководцев и командиров очень давно начали делать крепкие веера с железной ручкой, чтобы отбить удар меча. Его называли «гумбай» или «гумбай-утива». На такой веер наносился яркий рисунок, видимый издалека и использовался он как командирский жезл и средство самообороны в самом крайнем случае. Такой веер являлся постоянным атрибутом японских военачальников вплоть до середины XIX века.
А вот боевой оги был у каждого самурая. Его делали в самых различных модификациях и называли тэссен (тессен) или гунсен (в переводе «железный веер»). Его делали либо целиком из тонких железных полос, либо железные полосы были только по краям веера. Масса веера — от 200 до 500 грамм. Сделан из восьми-десяти крепких пластин, чаще всего железных. Покрывался водостойким лаком. Тессен воина с изображением самурайского родового герба (мона) помогал опознать павших. Иногда на конец пластин ставили короткие острые лезвия. Крайние полосы, обе или только одну, тоже остро затачивали. Первые упоминания о применении таких боевых вееров встречаются в летописях начиная с конца XII века.
Искусство применения боевого веера называется тэссэндзюцу и включает в себя элементы защиты и нападения с помощью вот такого необычного «оружия». По легенде оно было создано в конце XII века японским воином Минамото-но-Ёшитсуне. Считается, что Ёшитсуне победил мифическое существо тенгу (супер-мега-мастера боевых искусств), зажав пластинами веера наконечник его копья. После этого тенгу сдался и научил Ёшитсуне всему, что знал сам.
С тех пор изучение тэссэндзюцу стало обязательным во многих школах воинского искусства. Техника работы делится на две большие части: со сложенным веером и развёрнутым. В сложенном виде веер использовался в основном как дубинка. Тычки, удары, защита от различных видов оружия. Развёрнутый веер в основном использовался как щит, для защиты от стрел, сюрикенов (заточенных металлических пластин) и другого метательного оружия. Раскрывание и закрывание веера во время поединка дополнительно отвлекало внимание противника. На очень близкой дистанции внезапно раскрытый веер закрывал противнику обзор.
С тессеном связаны многие занятные истории, которые зафиксированы в японских летописях.
Так, знаменитый фехтовальщик Ганн-рю (конец XVI века) только железным веером отбился от десяти внезапно напавших противников и вышел из стычки без единой царапины.
Знаменитый фехтовальщик, мастер и учитель боевых искусств, Мацумура Сокон был вызван в дворец сёгуна (правителя области, губернатора) и должен был драться только одним лишь веером с разъяренным быком. Мацумура попросил десять дней для тренировок. За это время, подкупив охрану, хитрый самурай каждый день бил быка из-за ограды по носу своим тессеном до тех пор, пока животное не падало на колени. Только тогда он прекращал эту пытку. Во время битвы Мацумура, когда на него нёсся разъяренный бык, просто раскрыл веер. Животное остановилось и упало на колени. Сёгун и его гости были в восторге, а самурай получил вполне заслуженную награду.
Известен также случай, когда железный веер спас жизнь своему хозяину очень интересным способом. Император задумал убить провинившегося военачальника, но так, чтобы история эта не вызвала никаких кривотолков. По этикету, воин должен был встать на колени, положить перед собой тэссен и поклониться до земли при входе в императорские покои. Тут слуга должен был резко сдвинуть тяжелую дверь и сломать провинившемуся шею. Однако воин перед поклоном положил свой тессен как раз в желоб раздвижной двери. Естественно, убийства не получилось, воин встал с колен и, как ни в чём не бывало, прошёл в покои императора, где и был великодушно прощён. Вот ведь как бывает…
Но всё проходит. Прошла и эпоха боевого веера. Когда император запретил носить мечи, самураи начали выяснять отношения тем, что осталось в «арсенале», тессеном и дубиной (или тяжелым посохом). Тогда император запретил и боевые веера.
Сегодня тэссэндзюцу даже в Японии одно из самых редких боевых искусств. Его преподают лишь в нескольких фамильных школах.
Ну, а сам тессен стал всего лишь красивым экзотическим сувениром.
Как жаль!