Дети-близнецы: за что их любили, опасались и убивали в древние времена?

Реклама

В некоторых культурах обычаи, связанные с отношением к близнецам, носят весьма трогательный характер. Так, в одном африканском племени, когда умирает один из близняшек, из дерева вырезают похожую на него фигуру, одевают в его одежду, украшают, регулярно приносят еду и проводят специальные ритуалы.

Об этой фигуре матери нужно заботиться, как о живом ребенка, и тогда она будет покровительствовать душе его и защищать того, кто остался живым. А вырастая, он сменяет мать в ее хлопотах.

Индейцы могава считают, что близнецы олицетворяют бессмертное существо или старейшину, вернувшегося в мир со своим двойником и со своим могуществом: например, способностью вызывать дождь и грозу. По этой причине к ним относились с максимальным почтением, а на могилах умерших близнецов молились о благоприятной погоде.

Реклама

Индейцы квокитл смотрели на близнецов как на символ изобилия, и когда они рождались, рассчитывали на удачную охоту и богатый улов рыбы. Они также приписывали таким людям сверхъестественные способности. Например, существовало поверье, что ветер — это «дыхание близнецов», значит, они могут им управлять, а также излечивать любую болезнь.

В некоторых районах Нигерии такие люди почитаются настолько, что в их честь построен храм. В одном из африканских племен женщина, родившая близнецов, получает дополнительные права: ей начинают поклоняться, дают возможность участвовать в мужских разговорах и даже… шутить. Внешне она тоже преображалась: половину волос ей сбривали, а лицо и ноги раскрашивали напополам белой и красной краской.

Реклама

Древние греки поклонялись близнецам Аполлону и Артемиде, а римляне наоборот — боялись появления на свет сразу нескольких детишек и часто убивали. А у индусов существовал забавный обряд спасения урожая от непогоды: с этой целью они раскрашивали ягодицы близнецов в белый и черный цвет, раздвинув их половинки, и поворачивали этой раскраской в сторону бури. В тех же местах, где боялись власти близняшек над стихиями, безжалостно убивали.

В некоторых африканских племенах почитали и родителей близнецов, приглашали их проводить обряды, призванные увеличить поголовье скота и урожайность полей. Но в тех культурах, где признавалось право на потомство только за обычными людьми, вслед за признанием близнецов детьми божества, их, бедняжек, могли принести в жертву.

Реклама

Так же поступали, если разнополых детей по итогам специального ритуала объявляли нарушителями табу инцеста во время беременности их матери. Иногда жертвоприношению подвергался только один из близнецов: где-то первый из родившихся, где-то второй, где-то девочка, где-то мальчик.

Применялись и относительно более гуманные меры: родители скрывали появление на свет близнецов и отправляли к родственникам или же племя ограничивало участие всей семьи в некоторых видах его социальной деятельности. Но, по крайней мере, сохраняли им жизнь! Очень сложная система, например, была разработана у аборигенов Австралии, которая, кстати, распространялась на всю семью, на том основании, что как проявление сверхъестественных сил она опасна для священных тайн и традиций племени.

Реклама

Иногда одного из близнецов приговаривали к смерти из-за малых запасов пищи. А эскимосы в этом случае вместе с ребенком убивали и кого-то из взрослых членов семьи — в наказание за «содеянное». Если же удавалось упросить племя сохранить жизнь обоим малышам, то им оставляли очень скудное материальное содержание.

Кое-где в Африке участь семьи, в которой родились близняшки, настолько тяжела, что сложилась формула проклятия женщине: «Смотри, станешь матерью близнецов!». А маньчжурские тунгусы ни за что не купят и не возьмут в долг что-либо у матери, родившей нескольких детей сразу из опасения, что из-за этого их будут преследовать неудачи.

* * *
Как хочется, чтобы жестокость по отношению к детям прекратилась навсегда, и мы бы не брали из прошлого то, что с нею связано!

Реклама