Зооморфные близнецы
Это наиболее древние, архаичные взгляды на необычно, по мнению окружающих, родившихся детей. Социум приписывал этому участие животных и/или даже родство с ними. Божественным братьям-близнецам ведической и индуистской мифологии — Ашвинам (что означает «обладающие конями» или «рождённые от коня») в «Ригведе» посвящено 54 гимна, а изображались они изначально в виде двух коней или двух птиц (позднее — летящими по небу на запряженной колеснице).
Аналогичные близнецы, связанные с конями, есть и в других традиционных культурах. В Древней Греции — это Диоскуры (Кастор и Поллукс), в балтийской мифологии — «дети бога» (или «сыновья бога»), у англо-саксов — предводители и родоначальники племен Hengist и Horsa
Суданские племена динка полагают, что родоначальник их является близнецом тотемного животного. В фольклоре китайцев Нюйва и Фу Син — близнецы-змеи — создатели мира. У японцев мир создавали тоже брат и сестра, бывшие близнецами, но девочка, когда подросла, стала богиней смерти, превратившись в чудовище, и народ стал бояться всех близнецов.
Близнецы-братья
Первоначально это были соперники, одному из которых приписывались исключительно хорошие качества и благорасположенность к людям, другому, напротив — все дурные. Так, у ирокезов творец солнца и всего полезного на земле — Иоскеха, а его брат Тавискарон — создатель скал, вредных животных, шипов и колючек, и именно ему приписывается вызывание первого землетрясения.
У Геракла был брат-близнец Ификл, но — увы — когда Гера наслала на героя безумие, силач убил его вместе со своими детьми. И у Прометея был таковой. Звали его Эпиметей. Но если имя похитителя огня у богов означает «глядящий вперед», то имя братца переводится как «глядящий назад», «крепкий задним умом». И потому не по злобе, а по глупости он приносил людям беды.
Позднее братьев-близнецов стали воспринимать как союзников, отвечающих за разные сферы жизни. Североамериканское племя индейцев зуни почитает Возлюбленных близнецов как культурных героев, которые разделили землян на фратрии — людей зимы и людей лета, и которые всячески помогали тем и другим: вывели из пещеры к солнцу, дали орудия труда, лечили и частенько то заменяли друг друга в своих гуманитарных функциях.
Разнополые близнецы
Во многих древних культурах существовал миф о близнецах — брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак. В Египте, например, это Осирис и Исида, в Индии — Яма и Ями. У чукчей брат и сестра сражаются с великанами-людоедами и побеждают их, причем особую доблесть проявляет девочка. Причем нередко идея брака брата и сестры, по мифам, осуществлялась еще в материнском чреве. Из-за этого требовалось совершить очистительный обряд с новорожденными. Ухаживания братьев-близнецов за своей сестрой (дочерью солнца) описаны во многих сегментах индоевропейской мифологии. В ряде мифов Солнце и Луна — близнецы, вступающие в брак.
Близнецы-андрогины
Целый ряд мифов представляет близнецов в одном двуполом облике — андрогине. В дагомейской традиции это демиурги Маву (часть, воплощающая ночь, луну, радость) и Лиза (олицетворяющая день, солнце, труд). Египетские Гор и Сет порой изображались в виде общей фигуры, которая, однако, имела два лица. В древнегреческих орфических мифах и суждениях Платона об Атлантиде также присутствует андрогинный мотив.
И у Тацита в «Германии» содержится упоминание о земнородном боге Туисто, чье имя переводится как «двойное (двуполое) существо», На него же указывают африканские обряды, связанные с культом близнецов, в которых левая и правая части тела и головы раскрашиваются в разные цвета, светлый темный, что символизирует светлое и темное время.
Это, конечно же, не все мифологические близнецы: у хеттов и греков, например, встречаются сюжеты, участниками которых являются по тридцать братьев-близнецов, женившихся на тридцати сестрах-близнецах. Но дело ведь не в перечислении, а в том, чтобы показать, какими они были.