Результаты прошедшей церемонии мало кого поразили сюрпризами, несмотря на то, что конкуренция была достаточно высокой и почти в каждой номинации соседствовали достойные друг друга претенденты.
Начнем с конца. Не потому что так логично, а мне так удобней. Если вам наоборот — читайте абзацы снизу вверх.
Среди телевизионных проектов большую победу сразу в нескольких категориях отпраздновал телесериал «Лузеры» (Glee). Лучшая актриса второго плана на телевидении — Джейн Линч, лучший актер второго плана на телевидении — Крис Колфер. Ну и до кучи сами «Лузеры» стали лучшим телевизионным шоу 2010 года в жанре музыкальной комедии.
Тут есть еще одно отличие от Оскара. Золотой Глобус за раз могут получить не 4, а 14 человек. Скупые киноакадемики приветствуют лишь актеров и актрис в двух номинациях: «Лучшая роль» и «Лучшая роль второго плана». Глобусники дарят также награды пожанрово,
Лучшей комедийной актрисой 2010 года на телевидении признали Лору Линни за 1 сезон сериала «Большая буква «Р», героиня которого живет со смертельным онкологическим заболеванием. Ее напарником по счастью стал Джим Парсонс за сериал «Теория большого взрыва», в котором он блистательно вот уже четвертый сезон подряд исполняет роль физика-шизика Шелдона Купера.
Лучшим минисериалом прошлого года стал «Карлос» Оливье Ассайаса про известного международного террориста Санчеса. За свое участие в телевизионных фильмах были премированы Клэр Дэйнс («Тэмпл Грандин» Мика Джексона) и сам
Закончив с ТВ, перейдем к большим проектам, хотя по силе воздействия и масштабам нынешние сериалы дадут фору многим кинофильмам. Среди картин на иностранном языке больше всего обласкали скандинавскую человеческую драму «Месть» Сюзанн Биер. На этом поприще не сумел добиться расположения ни испано-мексиканский фильм «Бьютифул» с Хавьером Бардемом, ни отечественный «Край» Алексея Учителя.
Звание лучшего мультика, само собой, досталось кассовому гиганту 2010 года, триквелу «История игрушек 3». Достойное пополнение на полку, на которой уже возлежит миллиард долларов мировых сборов. И это в окружении очень сильных конкурентов, среди которых был и «Гадкий я», и «Иллюзионист» Сильвана Шомэ, и диснеевский «Рапунцель».
Музыка. Тут мнения разделились. Мое и жюри. Я болел за Ханса Циммера («Начало»), а Глобус достался Тренту Резнору за «Социальную сеть». Зато лучшей песней ожидаемо стала композиция Дайан Уоррен из мюзикла «Бурлеск». Впрочем, у фильма в этой категории было целых две номинации, что неплохо увеличивало вероятность попадания в яблочко.
Лучшим сценаристом также признали создателя «Социальной сети» Аарона Соркина.
За свои второстепенные роли в кино вполне закономерно были награждены Кристиан Бэйл, невероятно осунувшийся для образа в спортивной драме «Боец», и его партнерша по фильму Мелисса Лео. Бейл обошел на повороте Майкла Дугласа и Джереми Реннера, а Лео вырвала победу из цепких рук Хелены Бонем Картер и Эми Адамс. Полагаю, что Дуглас, недавно объявивший СМИ о своей победе над раком, вряд ли сильно расстроился проигрышу, ощутив поддержку зала, аплодировавшего актеру стоя.
Жанровые актеры поделились по принципу «этому еще не давали». Лучшей комедийной актрисой кино стала Аннетт Бенинг за фильм Лизы Холоденко «Детки в порядке». Забегая вперед, также скажу, что сия картина завоевала главный приз церемонии в жанре комедии. А вот больше всего драматизма разглядели в актерской игре Натали Портман, которая принесла драме Аранофски единственную статуэтку из четырех номинаций фильма.
Лучшим комедиантом стал Пол Джаматти. Что интересно, за драму «Версия Барни», где он великолепно выступил в паре с легендарным Дастином Хоффманом. Собственно в жанре драмы по версии жюри первое место досталось Колину Фёрту, который сыграл заглавную роль в картине «Король говорит!» и оставил позади Марка Уолберга, Джесси Айзенберга и Джеймса Франко.
Последний и самый важный приз — Лучший фильм в жанре драмы — вполне ожидаемо был передан в руки создателей «Социальной сети».
Таким образом, в этом году с сюрпризами и неожиданностями было совсем туго. Премии щедро раздавали богатым и здоровым, а больные и бедные нервно покуривали в сторонке. Исключением является лишь закономерное признание талантов Роберта Де Ниро, награжденного специальной премией Сесиля Б. де Милля за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Что там с Оскаром? Теперь картина мало-помалу проясняется.
Разумеется, что, несмотря на свой репетиционный характер, Золотой Глобус далеко не всегда гарантирует победу в стане американской киноакадемии. По крайней мере, это утверждение касается фильмов, сценариев и режиссеров. А вот киноактер, получивший Глобус, может быть уверен процентов на 80−85, что и на Оскаре ему улыбнется удача. Поэтому я мало сомневаюсь в февральском триумфе Кристофера Бэйла и буду скрещивать пальцы за Колина Фёрта, чью роль в драме «Король говорит!» считаю поистине гениальной.
Окончательный список номинантов Оскара будет объявлен совсем скоро, 25 января, но уже сейчас понятно, что и «Социальная сеть, и «Черный лебедь» с «Началом» попадут в перечень картин, претендующих на главные награды. Ни Финчер, ни Аронофски пока еще не держали в руках заветную статуэтку, поэтому основная конкурентная борьба будет происходить между ними. Учитывая, что «Начало» Нолана на Золотом Глобусе прокатили полностью, оставив картину с четырьмя пустыми номинациями, шансы Кристофера на успех в феврале весьма малы.
«Социальная сеть», в своем роде продолжая традиции «Форреста Гампа», является наиболее очевидным выбором киноакадемиков. История о воплощении очередной американской мечты может и не вызвала ажиотажа «Начала», но зато прекрасно вписывается в стиль Оскара. Прав я или нет, мы выясним 27 февраля 2011 года.