Сам Леонардо относился к своему детищу с особым пристрастием. Иначе почему «Портрет Моны Лизы дель Джокондо» так и не попал к заказчику, почему мастер не пожелал с ним расстаться, продолжая снова и снова что-то переделывать, совершенствовать?
Едва ли не главная загадка — улыбка Джоконды: неуловимо-изменчивая, хитровато-ироничная и мудрая одновременно.
В своих исполненных очарования женских образах — по-детски игривой «Мадонне Бенуа» и овеянной счастьем материнства «Мадонне Лите»; трогательно хрупкой «Мадонне в гроте» и нервной утонченной «Даме с горностаем» — художник раскрыл разные грани женской сущности. В их ряду образ статичной, сдержанно-холодноватой, явно уступающей им в красоте Моны Лизы стоит особняком.
В то время как ни одна из героинь да Винчи не смотрит на зрителя, Джоконда неотступно следует за ним немного ироничным взглядом, заставляя вновь и вновь вглядываться в слегка прищуренные глаза, в ускользающий изгиб едва тронутых улыбкой губ (если рассматривать оригинал с разных точек, выражение ее лица, особенно улыбка, разительно меняются!).
Женщина-простота… Женщина-величие… Женщина-тайна…
Вот только какой известной лишь ей и ее создателю тайне улыбается она уже полтысячелетия?
Ни одно живописное творение не породило столько вопросов и легенд! Согласно одной из них, Леонардо был влюблен в свою модель. Поэтому, якобы, и не отдал портрет заказчику. Версия романтичная, но, увы, ничем не подтвержденная!
Возможно, заказчик сам отказался от портрета? «Мне представляется, что флорентийский негоциант… не узнал в мудрой богине свою молодую жену. Слишком величав и торжественен показался ему портрет», — предполагает известный искусствовед И. Долгополов.
И вот очередная сенсация: разгадана улыбка Джоконды! Она беременна! Действительно, лицо женщины, ожидающей ребенка, преображается. С одной стороны — округленность, одутловатость, с другой — неземное сияние, как бы подсвечивающее ее изнутри. Будучи ученым, Леонардо изучал внутриутробное развитие плода, делая вскрытия умерших беременных женщин, и потому с педантичной скрупулезностью отобразил едва заметные признаки беременности.
В таком случае становятся понятными и некоторая чопорность Моны Лизы, и характерная для беременных припухлость рук, и ироничная полуулыбка: «Мне известно нечто, что не известно вам…» Но это не объясняет, почему мастер не пожелал расстаться с портретом.
А может, портрет простой женщины превратился для художника в собирательный образ — символ зарождающегося материнства? Не есть ли это тонкий намек на саму Богоматерь, но не в одном из традиционных образов (в момент Благовещения или с младенцем на руках), а как мать, которая одна только знает, что уже несет в себе божественное дитя?..
Пейзаж на заднем плане расположен далеко внизу. Женская фигура — на значительной высоте. И смотрит чуть свысока. На полотне нет и намека на то, где именно она находится. Может, кресло, на котором она восседает, — не что иное, как трон Царицы Небесной, вознесенный над окружающим ландшафтом? А виадук за ее спиной — не намек ли на историческое время, когда на землю пришел Спаситель?..
Еще одна любопытная версия: «Джоконда» — закодированный автопортрет самого да Винчи!
Блистательный флорентинец почему-то оставил единственный автопортрет — рисунок усталого и хмурого бородатого старца. Если допустить, что «Джоконда» — тоже автопортрет, почему в женском обличье? Увидеть себя в образе молодой женщины — довольно странная фантазия даже для экстравагантного Леонардо, которому было тогда за 50!
Кто-то находит объяснение этому в нетрадиционной сексуальной ориентации (весьма распространенной в те времена в творческой среде) художника, создавшего ряд женоподобных образов: Вакх, Иоанн Креститель, Св. Анна, обликом и позой больше напоминающая молодого мужчину, нежели старуху. Однако принадлежность Моны Лизы к прекрасному полу не вызывает сомнений! А исследования не подтверждают ни идентичности лиц Джоконды и Леонардо, ни его гомосексуальности.
Но что это? Если рассматривать отдельно правую и левую половины портрета, очевидна их несхожесть! Речь идет не о типичной асимметрии лица, а о двух самостоятельных образах, совмещенных с поразительным искусством. Правая половина лица — с округлой щекой, обрамленной кокетливо вьющимися локонами, и мягкой улыбкой — несомненно, женская. Левая — с почти прямыми волосами, высокой скулой, насмешливым прищуром глаз и ироничной улыбкой — больше похожа на лицо юноши. Присмотритесь внимательно к рукам, которым Леонардо придавал большое значение и не раз переписывал. Правая кисть изящно выписана плавными линиями. Мягкая, с милыми ямочками и тонкими гибкими пальцами, она несколько манерно, едва ли не на весу, касается левой. Левая же, грубоватая, с подчеркнутыми суставами, будто недописанная, фундаментально покоится на подлокотнике кресла.
Две половинки — мужская и женская. «…И прилепится к жене своей, и будут одна плоть»… Не бесполый ангел, не обоеполый андрогин, но женщина, в которой закодирован мужчина!
Леонардо как художник-философ не мог не задумываться над одной из фундаментальных основ мироздания — дуализмом всего сущего, и, возможно, таким оригинальным способом визуально воплотил идею единства противоположных начал.
Но почему именно женская модель выбрана в качестве воплощения дуальности? Этому может быть лишь одно объяснение — только ей, Женщине, дано нести в себе еще и третьего!
Но если Джоконда несет в себе и женское, и мужское начала, да еще и плод, то перед нами — не дуальность, а триединство —
Не случайным кажется и выбор цветовой палитры, выдержанной в коричнево-желто-зеленой гамме. Желтый или золотой издревле считался цветом солнца, в христианстве — Божественный Свет, цвет Бога-Отца. Коричневый — цвет матери-земли, одежд Богоматери, символ терпения и смирения. Зеленый, связующий теплые и холодные цвета, — цвет жизни, цвет Осириса (умирающего и воскресающего) и Христа.
Пытаться заявить что-либо принципиально новое о «Джоконде» — занятие достаточно самонадеянное и рискованное. По словам того же И. Долгополова, это — «самая загадочная картина мира. Самая, самая, самая. Писать о ней страшно, ибо поэты, прозаики и искусствоведы сочинили о ней не одну сотню книг…». Тем более, что высказанное предположение затрагивает самое священное для любого христианина понятие Троицы!
Никому из художников, стремившихся изобразить практически неизображаемое единство в трех лицах, так и не удалось воплотить это так, чтобы их Триединство не вызывало сомнение. Леонардо, несомненно обладавший эзотерическими знаниями, вполне мог поставить перед собой дерзкую задачу — изобразить Троицу в ее изначальном смысле.
Троица в женском обличье?! В противоречие Церкви, исключившей женское начало из области духовного, а Материнское — из Троицы?
Но разве не бескорыстная и самоотверженная любовь матери ближе всего к любви Божественной? Кто, как не женщина-мать сохраняет в себе тот божественный свет, который мужчины в многочисленных войнах и погоне за властью и материальным благополучием утрачивают все больше и больше?..
Бога-Отца узреть, тем более изобразить, нам не дано. Является в мир зримо Он только, будучи рожденным через женское лоно (тайна Непорочного зачатия). В Индии это называют аватарой — так в образах Рамы, Кришны и Будды воплощался бог Вишну. Так же пришел на землю Христос: «Я и Отец — одно».
Выходит, если мы и можем лицезреть Божественное Триединство, то только в женском обличье, ведь именно женщина является связующим звеном для двух ипостасей, неся в себе Отца, преображенного в Сына.
Вероятно, да Винчи начинал писать портрет как рядовой заказ, но в процессе работы произошло НЕЧТО, что ошеломило художника, — в живописном образе обычной женщины, может даже помимо воли его создателя, проступили черты надчеловеческого!