В день, когда я писала эту статью, исполнилось 70 лет с самого трагического дня в истории Великобритании — начало бомбардировочной операции «Блиц». Начиная с 29 декабря на протяжении 76 ночей на Лондон и пригороды было сброшено 10 тысяч бомб. В те дни сэр Черчилль обратился к лондонцам — спасти хотя бы собор Святого Павла. Так он и остался стоять непобежденным среди стертого в руины Лондона благодаря усилиям горожан.
Множество летчиков было сбито в небе над Германией. Тех, кто выжил, бросали в концлагеря. Британское командование и МИ-6 были крайне заинтересованы в вызволении из плена своих сбитых асов. Вот так эта история разворачивалась.
Одной из установок британской армии на случай пленения является установка бежать из плена любой ценой. Бежать без карт, без денег, без компаса с территории Германии через оккупированные фашистами страны было практически невозможно. И тогда МИ-6 приводит в действие свой план «шелкового пути».
По согласованию с Красным Крестом Англия договаривается о поставке в немецкие концлагеря настольных игр для военнопленных. В числе игр была и популярная игра «Монополия». Фишки этой игры служили «контейнерами» для спрятанных внутри них карт, компасов и денег.
А теперь представим себе бумажную карту: сгодится ли она для побега? Она громоздка, она шуршит-хрустит, она намокает, она вытирается на сгибах. Но главное — ее не передать в концлагерь.
И вот в Великобритании начинается выпуск карт на тончайшем шелке. Такую карту можно легко упрятать в фишке, она легко прячется и в личных вещах военнопленного, она не намокает, не перетирается на сгибах, ее можно просто обвязать вокруг шеи как шарфик.
Карты эти были специфическими — они были картами маршрутов побега. На них указывались закладки для беглецов, отмечались адреса надежных лежбищ, укрытий, агентурных явок и прочих мест, где беглец мог воспользоваться помощью. Такая карта могла быть скомканной в маленький комочек и незаметно выброшена в случае поимки.
Карточная операция была особо секретной. Когда печатание карт было поставлено на поток, всех боевых летчиков командование снабжало такими картами. При этом боевой состав приводили к специальной присяге на сохранение особой секретности.
Скажу больше, опыт шелковых карт был заимствован союзниками и с тех пор применяется практически во всех армиях и разведках мира. Мне удалось найти американские шелковые карты Советского Союза времен холодной войны, войны во Вьетнаме. Неиспользованные военные запасы сейчас спокойно продаются на сайте шелковых карт по 25 долларов штука.
Вернемся к «Монополии». Немецкое командование не отказало требованиям Красного Креста для передачи настольных игр военнопленным. В концлагеря массово полетели посылки с игральными картами с сюрпризами под рубашками, с бинго (лотто), с «Монополией»…
Внутри фигурок игр были вмонтированы малюсенькие компасы, которые могли быть спрятаны даже в пуговице одежды военнопленного. Деньги в разных валютах были скручены так, что немецкому лагерному начальству не удавалось их обнаружить.
Истории известны побеги, совершенные при помощи таких карт и компасов. Понятно, что сведения эти малодоступны широкому кругу читателей по причине военной секретности, но в воспоминаниях бывших военнопленных частного характера такие данные имеются.
Рассекречивание самого факта существования карт побега говорит лишь о том, что современная разведка сегодня обладает куда более эффективными средствами как картирования местности, так и средствами осуществления побегов. (Особо меня позабавили летные куртки с шелковой подкладкой в виде карты района полета и палатки с рисунком карты полета). Это могут быть вмонтированные в тело разведчика или пилота бессенсорные для обнаружения противником чипы, которые на местности будут приводится в действие подручными средствами.
Флаг им в руки, как говорится: каждая армия должна зубастой и хорошо оснащенной, и чем выше развивается разведтехника, тем больше гарантий взаимной безопасности.
Мы вернемся к началу нашего рассказа. Британское правительство не пожалело ни денег, ни средств на спасение своих военнопленных. Хорошо известно, что пленные из западноевропейских стран в немецких лагерях регулярно получали письма, продуктовые и вещевые посылки как от родственников, так и от Красного Креста.
Печальна была участь советского военнопленного, солдата, не то, что не нужного своей стране, но и проклятого своей страной как предатель родины. Бежавшие из плена бойцы попадали в руки СМЕРШа, особистов, а штрафбат был еще самым легким из наказаний за пребывание в плену. В СССР заключенных советских бывших военнопленных было почти столько же, сколько отбывало в советском плену немецких военнопленных.
Я очень люблю песню о синем платочке. Очень была она популярна на фронтах, пели ее в каждом доме еще долгое время после войны, поют и сейчас. Правда, хорошая песня, и не текстом, и не музыкой, а теплой душой особенной.
Но не синие платочки нужны были нашим воинам на фронтах, а вот такие шелковые платки с картами побега. Мне не удалось установить, были ли предложены союзниками Советскому Союзу подобные карты. Но я знаю наверняка, что они не были бы приняты нашим чутким командованием. Увы. Цена жизни воюющего солдата была невелика, а уж цена жизни военнопленного вообще была нулевая. Повиниться бы правопреемнику, ан дожили: уже и не перед кем — вымерли дважды пленники…
Те, кто захочет посмотреть эти карты в сети, зайдите на www.dailymail.co.uk. Будет познавательно ознакомиться с еще одним малоизвестным эпизодом Второй Мировой войны и обратиться к размышлениям. Веселых всем дум!