Хороших и плохих фильмов было, как обычно, много, а еще больше было снято картин средних и серых, которые прошли мимо, не оставив заметного следа в кассах кинотеатров и зрительской памяти. Мы же уделим внимание лентам, которые, вне зависимости от качества и исполнения, вызвали широкую полемику и откровенно порадовали или, наоборот, стали неприятной неожиданностью.
2010 год по праву можно назвать годом 3D-мании. Запущенный в прокат в конце 2009 «Аватар» Кэмерона совершил революцию на киноэкранах и стал поводом для развертывания масштабного производства трехмерных киноопусов. Каждый уважающий себя кинодеятель в течение прошлого года успел заявить, что свой следующий фильм он обязательно снимет в 3D. И поверьте, это будет просто «прекрасно»! Большинство из этих обещаний сбудутся в 2011, однако несколько конвертированных новинок зритель уже успел лицезреть.
Первым ответом «Аватару» стала «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона. Фильм вышел несколько сумбурным и чисто бертоновским, технологичным и сумасшедшим. На волне ожиданий зрителей «Алиса» взмыла на верхние строчки бокс-офиса. По итогам года сказка уверенно занимает второе место по сборам, но многие поклонники режиссера отметили необязательное присутствие новомодных технологий и чересчур голливудское прочтение классического материала Кэрролла.
Другой разрекламированный 3D-проект, фэнтезийный эпический боевик «Битва титанов» с участием Сэма Уортингтона, стал смачным плевком в киноманскую душу, представив на суд аудитории очень плоское и раздражающее своей глупостью зрелище. Кинокомпания Warner Bros. так торопилась выпустить свое детище на экраны, что согласилась на ускоренную конвертацию, что вкупе с топорным сценарием и убогой игрой ведущих звезд Голливуда окончательно похоронило «Битву титанов» под ворохом негатива. Что, однако, не помешало картине гордо красоваться на 11-строчке итогового чарта.
Тем не менее, новый «очкастый» формат сумел в полной мере проявить себя в мультипликации, решительно поспособствовав невероятному успеху анимационных фильмов, которые, благодаря новой технологии, стали еще красочнее и буквально выпуклее. Больше всех здесь преуспела третья часть пиксаровской «Истории игрушек», которая возглавляет список самых прибыльных лент 2010 года, заработав в мировом прокате более миллиарда долларов.
Не столь грандиозно, но не менее достойно выступили такие проекты, как «Как приручить дракона», «Шрек навсегда», «Гадкий я» и «Мегазмозг». Окромя «Шрека», который уже в четвертый (и, вероятно, последний) раз выступает на арене, остальные дебютанты являлись лентами оригинальными, не эксплуатирующими успех франшизы. Объемная картинка не только усилила впечатление от увиденного, но и за счет повышенной цены на билет, обеспечила авторам девятизначные цифры выручки.
Традиционно самыми ожидаемыми проектами 2010 стали фильмы, либо являющиеся продолжениями, либо заранее получившими широкую маркетинговую и рекламную кампанию в СМИ. Большая полемика развернулась вокруг новой ленты уже культового Кристофера Нолана «Начало» с ДиКаприо. Нолан не разочаровал своих фанатов, выпустив масштабный, зрелищный и весьма хитроумный фильм. Кому-то показалось, что авторы перемудрили, запутав сюжет до невозможности, тем не менее «Начало» является самым удачным проектом года с точки зрения качества, о чем свидетельствуют многочисленные рейтинги и критические отзывы киноведов.
А вот сиквелу «Железного человека» повезло несколько меньше. Не в финансовом, но в качественном исполнении, «ЖЧ2» явно уступает своему предшественнику. Создатели картины не сильно расстроились, заработав в мире более 600 миллионов, однако под конец года режиссер дилогии Джон Фавро отказался снимать третью часть, что может стать для данного комикса непоправимым ударом под дых.
Ожидания от «Затмения», третьей по счету экранизации вампирских романов Стефани Майер, напротив, оправдались целиком и полностью. Коммерческий успех, кошмарный прием у критиков и непрерывно пополняющаяся армия поклонников франшизы. «Затмение» пока что обгоняет по сборам седьмого «Гарри Поттера», который стартовал в ноябре. Гарри Поттер, в отличие от соперников по жанру, не сумел показать каких-либо феноменальных результатов, очевидно надеясь восполнить потери в июле 2011 года, когда на экраны выйдет вторая и финальная часть «Даров смерти».
От блокбастеров — к крепким середнячкам. Бальзамом на душу мужчин стал новый проект неувядающего Сильвестра Сталлоне «Неудержимые
», в котором Слай собрал самых ярких героев боевиков 80-х — 90-х, включая своих давних приятелей Брюса Уиллиса и Арнольда Шварценеггера. Несмотря на прямолинейность и упор на экшн, поклонники жанра были в восторге от увиденного, отметив, что герои постарели, но не потеряли своего очарования.Не всем уважаемым персонам удалось пройти проверку временем. Опростоволосился Ридли Скотт со своим пафосным и крайне неубедительным историческим эпосом «Робин Гуд». Провалилась в прокате экранизация культовой видеоигры «Принц Персии: Пески времени» от Джерри Брукхаймера. Расстроил фанатов оригинальной франшизы скучный ремейк «Кошмара на улице Вязов». Очередная, седьмая по счету, «Пила» вообще грозится стать последним воплощением знаменитого маньяка. «Теккен» и «Повелитель стихий», грозившиеся наделать шуму, выдали смачный и оглушающий пшик, похоронив мечты их создателей на возможные продолжения.
Российский кинематограф в прошедшем году также показал результаты разные: прекрасные и ужасные. Тяжелее всего пришлось Никите Сергеевичу Михалкову, чье «Предстояние» стало самым обсуждаемым российским фильмом 2010. К сожалению, военную драму больше хаяли, чем хвалили. В Интернете «Утомленные солнцем 2» получили емкое название «Унылое говно 2», а сам барин, с пеной у рта защищавший свое творение, стал самой противоречивой киноличностью, проявив себя во всех красках.
Изменить ситуацию к лучшему смог другой военный проект — «Брестская крепость», став своеобразным светлым пятном в общей удручающей картине. Российское кино снова продемонстрировало свою «фестивальность»: зарубежные критики благосклонно приняли ленты «Как я провел этим летом» и «Овсянки». Однако внутри страны экраны по-прежнему оккупированы коммерческими продуктами тошнотворного качества. К последним можно отнести «Фобос. Клуб страха», «На игре 2», «Цветок дьявола» и «Клуб счастья».
В целом прошедший киногод не стал годом открытий. В большинстве случаев ожидания зрителей были оправданы, кинематограф не баловал нас сюрпризами. Таланты были талантливы, бездарности — бездарны, а те, кто хотел балансировать между крайностями, остались в тени и бесславии. Предстоящий 2011 год планирует удивить нас новыми кинофильмами, поразить масштабами, ошеломить глубиной замыслов. Но это тема отдельного обстоятельного разговора…