Джек — наемный убийца на излете карьеры. Ну, знаете, когда уже и о душе пора подумать. А душа у нашего героя, судя по всему, давно требует покоя. Это только со стороны кажется, что жизнь киллера-одиночки полна романтизма и приключений. Адреналин, загадочность, независимость, достаток. Увы, у каждой медали есть и оборотная сторона. Страх, одиночество и полное отсутствие уверенности в том, что завтрашнее утро наступит. С этими чувствами Джек знаком не понаслышке.
Джек — отнюдь не аскет, он знает толк в женщинах, хорошем вине и комфорте. Однако позволить себе иметь сии радости постоянно он не в силах, поэтому комфортом приходится жертвовать ради дела. Как и вином. И хуже всего, что иногда приходится приносить в жертву любимых женщин. Именно после одного такого происшествия Джек вынужден скрываться в маленьком горном городке Кастель-дель-Монте, что в итальянском Абруццо. Его босс Павел советует Джеку отсидеться и больше не впускать в свою душу посторонних. Однако человеку свойственно ошибаться часто и с удовольствием. Даже если цена подобных ошибок — сама жизнь…
Многим впечатление от «Американца» испортила, как ни странно, его реклама. Я имею в виду трейлер фильма, создатели которого, дабы заманить зрителя в кинотеатры, презентовали детище Корбайна в стиле похождений Джейсона Борна. Хотя «Американцу» по стилю и форме гораздо ближе лента Мартина МакДонаха «Залечь на дно в Брюгге». Это не боевик и даже не криминальный триллер, а тонкая психологическая драма. Пускай предсказуемая и кристально отшлифованная в чисто голливудском формате.
Красивая, очень кинематографичная лента не является шедевром именно потому, что «Американец» вырван из контекста реальности и представляет собой законченную историю, которая могла произойти где угодно. Хоть на Марсе. Герои слишком универсальны, реплики — шаблонны, а финал — великолепен в своей метафорической банальности.
Джордж Клуни — снова в роли Джорджа Клуни. Актер без устали клонирует самого себя на экране, вкладывая в свои фильмы не только талант, но и деньги. Холостой, обаятельный, элегантный, немного таинственный, богатый. Джеку не хватает только звездного статуса оригинала. Хорошо это иль плохо, каждый решит для себя сам. Печалит то, что актерская игра Клуни в «Американце» лишена граней. Напряженный взгляд, граничащий с испугом, хмурый, насупленный лоб труженика, и знаменитая улыбка человека, который знает, чего хочет от жизни. Продюсер Клуни очень любит актера-Клуни, доверяя ему те образы, в которых ему будет комфортно и удобно.
Женская часть фильма представлена интернациональным составом, куда входит шведка Ирина Бьёрклунд, голландка Текла Рютен и дочь «комиссара Каттани», обворожительная итальянка Виоланте Плачидо. Это трио (точнее, дуэт, ибо у Бьёрклунд роль эпизодическая, хоть и сюжетообразующая) выгодно оттеняет красавца Клуни, периодически отвлекая зрителя от его безукоризненной внешности и седовласой шевелюры, которые грозятся заполонить собой каждый кадр, свободный от демонстрации экшна и итальянских пейзажей.
Женщины в «Американце» столь же схематичны и прекрасны в своем коварстве и невинности, сколь и в реальной жизни самого актера. Я терпеть не могу звездные сплетни, но ни для кого не секрет, что «мистер неувядающий секс-символ Америки», 49-летний Клуни, после неудачного и бездетного четырехлетнего брака с актрисой Талией Балсам (дочерью Мартина Балсама), окончательно завязал с темой брака и поставил на «отношениях» жирный крест. Кто будет подносить ему пресловутый стакан с водой? Это я так, риторически.
Характерной особенностью «Американца» является его неторопливость и обманчивая тревожность. Обманчивая, потому как вплоть до финала в фильме практически ничего не происходит. Герой, вместе со зрителем, терпеливо ждет, что что-то вот-вот случится. Он нервничает. Беспокоится. Просчитывает ходы и варианты отступления. В этой тревоге незаметно протекает вся картина. Этот Джек — вовсе не положительный персонаж. Он хладнокровный убийца, делающий свою работу за деньги. Но он стремится выйти из игры, и только за это, по мнению авторов, ему стоит сопереживать.
Финализирую. Тем, кто не понял, советую пересмотреть еще раз. Потому как, если отвлечься от ощущения вторичности и «Клуни в образе», картина у Корбайна вышла отличная. Проблема в том, что как раз отвлечься-то и не получается. Поэтому впечатление складывается двойственное. Стильно, профессионально, но как-то суховато. Все эмоции выверены и взвешены по граммам, словно авторы боялись переборщить. А жаль. Небольшой эмоциональный взрыв фильму бы не помешал.