…Сюжет предыдущих фильмов помнить не обязательно. То, что нужно, вам напомнят. Элис (Милла Йовович), которую в конце третьей серии обильно размножили, подружилась со своими клонами, а старых друзей запнула в вертолет и отправила на Аляску.
С дружной компанией близняшек в обтягивающих одеждах, Элис теперь занимается тем, что мочит подпольные лаборатории гадостной компании «Амбрелла», где окопался вредоносный и жутко коварный агент Смит, он же Альберт Вескер (Шоун Робертс). Смит-Вескер, прикинувшись врачом-терапевтом, заманивает Элис к себе на корабль и делает укол в мягкое место, после чего супервумен теряет все свои сверхъестественные способности. Тут и сказочке конец, ибо начинается суровая быль.
Аляска. Наши дни. Неугомонная Элис в тулупе с нашивкой «Армия» (даже не спрашивайте, я не знаю, где она его достала) кружит над страной чудес в поисках живых. По радио сообщили, что есть некий городок Аркадия, куда инфекция еще не добралась, есть теплый чай, плюшки и уютное кресло-качалка с видом на Северный Ледовитый океан. Увы, верить всему, что говорят по радио, нельзя. Прибыв по указанным координатам, живых людей, окромя своей старой подруги Кэрол, она не обнаружила. Да и та бегает по пустынному пляжу с ножичком, спутанной копной волос, белоснежными зубами и какой-то жукобандурой, прикрепленной меж грудей.
Куда отправиться двум симпатичным девчонкам после холодной и негостеприимной Аляски? Ясен пень, в Лос-Анджелес! Сезон кинопремьер, конечно, уже закончился, но зато можно полюбоваться на эффектно догорающую в пятисоттысячный раз надпись «Hollywood» на склонах горы Маунт-Ли. И посадить самолет Як-52 (поставляется в комплекте с вышеупомянутым тулупом) на крышу тюрьмы, которая краеугольным камнем высится посреди утопающего в руинах и праздно шатающихся зомби города.
В тюрьме девочки-припевочки познакомятся с небольшой компанией выживших. Среди них есть продюсер Беннет (Ким Коутс), его раб-помощник Норман, бывшая баскетбольная звезда Лютер (в исполнении актера с распространенным австрийским именем Борис) и еще несколько невнятных персонажей. Ах да, совсем забыл про Венворта Миллера. Чувак смыл свои татуировки, но по-прежнему сидит за решеткой. Миллер здесь приходится братом активно амнезирующей Кэрол и, как обычно, за небольшую мзду предлагает исполнить 400 и 1 способ «побега из тюрьмы».
Что, спрашиваете, будет дальше? Дальше авторы фильма перешли от предварительных ласк к безудержному чукалову, которое в английском языке именуется грубым словом «экшн». Будут вам и зомби с физиономией, аки цветок лотоса, и мясник-дровосек из «Сайлент Хилла», и лучшие кадры из «Матрицы», и даже баржа, полная людей в белых одеждах. И «тонкий» намек на продолжение, само собой…
Для фильмов Андерсона уже пора выделить отдельную жанровую нишу, потому что «Обитель зла 4» — это феерический маразм. Точнее, феерический 3D-маразм, хотя этой опцией смогли насладиться лишь те, кто посетил сеанс фильма в кинотеатре.
Франшиза «Resident Evil», начатая в 2002 фильмом «Обитель зла» по мотивам одноименной серии компьютерных игр компании Capcom, с каждым разом демонстрирует всё более удручающие мозг зрителя результаты. Полное отсутствие интриги, ужасающие топорностью диалоги и постепенно слабеющий поток фантазии авторов, заставляющих героев из серии в серию угрюмо сражаться с монстрами, друг другом и подступающей зевотой. В чём же секрет успеха фильмов Андерсона, который дважды выступил в киносериале режиссером, и четырежды сценаристом и продюсером?
Секрет, в общем-то, прост и гениален одновременно. Отринув сценарные изыски, логику и мотивацию, создатели картины сконцентрировались на главном двигателе сегодняшнего голливудского кинематографа — визуальных спецэффектах. Возможно, что не случись в конце прошлого года «Аватар» и последовавший вслед за ним трехмерный бум, зритель мог бы вполне обойтись без очередного продолжения с приставкой «триДэ». Но столь заманчивый шанс срубить денег Андерсон упустить не мог. Его бы потом совесть замучила и Йовович запилила.
Нюанс состоит в том, что в отличие от своих коллег по цеху, алчный Пол выкачивает бабло из доверчивых зрителей незатейливо. Я бы даже сказал, нагло и бесцеремонно. Ведь если разобрать «Обитель зла 4» по кадрам, то выяснится, что ни один из них фактически Андерсону не принадлежит. Перед нами работа великого компилятора, тихо транслирующего чужие находки под собственным маринадом.
Положительные отзывы о фильме, как правило, заключаются в двух словах. Мол, не надо, друзья, искать тут большой идеи или глубокого смысла. Отключите мозг, откройте рот и наслаждайтесь, периодически закидывая в хлебоприемник попкорн и орошая его сверху прохладительным напитком. Красиво ведь. Там стреляют, тут летают, кто-то кого-то постоянно мочит в сортирах под завораживающее «слоу-мо» и великолепный дождь из канализации. Ах, как замечательно пролетел этот 3D-молот над головами сидящих в зале. Да, кстати, вы заметили, как этот молот врезался в хрупкое тело Йовович? Ничего страшного, с кем не бывает, актриса встает, отряхивается и продолжает битву, хотя по всем законам физики ее душа уже должна пересекать стратосферу.
В общем, особо растекаться мыслями по древу здесь не получится. Ни мыслей, ни древа. Хороший такой, бодрый клип, снова демонстрирующий новые технологии в деле (говорят, в 3D сей кошмар смотрелся просто прекрасно). Всё до упора этим технологиям подчинено и ими понукается. В мире «Обители зла» нет спасения, нет лекарства, нет надежды на светлое будущее. Есть только бесконечный бой, днем и ночью, до завтрака и вместо ужина. Бой, которому не видно ни конца, ни края.
Сами понимаете, мясорубка не может поделиться истиной или кого-то вдохновить. Она просто перемалывает мясо.