Впрочем, население Америки от этого отнюдь не уменьшается, а, скорее, наоборот, ибо скромные мексиканские мучачос незаконно перетаптывают ту же самую границу миллионами, таким образом перетягивая одеяло эмиграционной статистики на себя с ушами.
Вожделенная страна сомбреро, кактусов и текилы, что так манит граждан Америки, преступивших закон, сама по себе эталоном правопорядка отнюдь не является. О чем частично и идет речь в криминальном боевике Роджера Дональдсона «Побег».
…Картер «Док» МакКой (Алек Болдуин) — профессиональный преступник. Мастер на все руки, Док берется за всякое дельце, чтобы добавить в кровь адреналина, а в карманы — баксов. Но чутье подвело нашего героя, когда ему предложили освободить из тюрьмы какого-то мексиканского гонзалеса по имени Мендоса. Сделка оказалась подставой, напарник Дока, длинноволосый мерзавец Руди (Майкл Мэдсен), свалил на арендованном самолете, а сам Док, застуканный при трупе и куче неотмытых денег, получил 20 лет в мексиканской кутузке.
Доку, само собой, до слез обидно. 20 лет — это не поле перейти. Одна надежда, что его красавица жена Кэрол (Ким Бэсингер) сумеет договориться с неким барыгой Джеком Бэнионом (Джеймс Вудс), который ищет профессионалов на крупное дело. Кэрол и правда сумела уговорить Бэниона выкупить ее мужа из мексиканской тюрьмы, однако при этом ей пришлось пожертвовать очень многим, в том числе честью и достоинством.
Выйдя на свободу, Док выясняет, что Бэнион вознамерился ограбить собачьи бега, которые с чего-то вдруг отказались платить ему процент. Сделать он это намерен руками Дока, а также всё того же пресловутого Руди (будто бы других подонков поблизости не оказалось). Дело, якобы, плевое, немного шума, пара взрывов, отвлекающий маневр — и опля, в кармане грабителей оказывается энная крупная сумма. Печаль в том, что, как обычно, после ограбления всё начинает идти наперекосяк. Сначала Руди воспылает жадностью, что не лучшим образом скажется на его здоровье. Затем Бэнион решит поделиться с Доком откровенными подробностями его сексуальных отношений с Кэрол, что также добавит ему лишних дырок в торсе.
Ситуация проста и сложна одновременно. С одной стороны, супружеская пара, несмотря на явные трения по вопросу почившего Бэниона, обладает приличными деньгами, а значит, можно смело завязывать с преступным прошлым и отправляться на юга. С другой стороны, этому сильно мешает неубиваемый Руди, которого Док сумел только ранить, а также помощники Бэниона, решившие, что смерть четы МакКой будет прекрасным завершением этой кутерьмы. Ну и до кучи полиция штата, разыскивающая Дока за вооруженное ограбление, убийство охранника (это был не он, но суд разберется), вооруженное же сопротивление полиции и прочие гадости. А Мексика, как вы понимаете, еще далеко…
Сценарий. Хороший, крепкий сценарий — зачастую половина успеха фильма. Очень редкий случай, когда никудышную писанину вывозит актерская игра. Еще реже этому способствуют режиссеры, операторы и композиторы. За сценарий «Побега» беспокоились многие, поэтому сюжет получился внятным, персонажи — адекватными, их поступки — мотивированными. И на то есть три весомые причины. Во-первых, это экранизация одноименного бестселлера Джима Томпсона, известного американского писателя, автора детективных романов. Роман «Побег» был написан им в 1959 году.
Во-вторых, «Побег» 1993 года — это не что иное, как ремейк. Да, не удивляйтесь, мода на переделки давно уже лихорадит Голливуд. Хотя нет, в девяностых американцы еще не поставили сей процесс на конвейер, и ремейки были товаром штучным. Первая экранизация случилась аж в 1972 году, ее постановщиком значился знаменитый Сэм Пекинпа («Конвой», «Соломенные псы», «Дикая банда»), а в главной роли блистал непревзойденный Стив МакКуин.
В-третьих, и это самое главное, сценарий обоих «Побегов» написал один и тот же человек, который таким образом сумел дважды войти в одну и ту же реку, хотя второй раз ему не удалось по-настоящему искупнуться во славе. Речь идет о ветеране Голливуда Уолтере Хилле, режиссере и сценаристе таких замечательных картин, как «48 часов», «Миллионы Брюстера», «
С актерами всё получилось несколько сложнее. Естественно, что американский зритель, для которого Стив МакКуин является одной из ярчайших звезд 60-х — 70-х, неоднозначно воспринял на этой роли Алека Болдуина, смазливого красавчика и плэйбоя, прославившегося не столько своей игрой, сколько различными скандалами и браком с популярной секс-дивой Ким Бэсингер. Это сейчас старший брат из клана Болдуинов (помимо Алека, в кино также активно снимаются Стивен, Уильям и Дэниэл) является одним из символов Голливуда, и ему доверяют даже проведение всяких ответственных церемоний. А тогда он был одним из многих, талантливых, но не хватающих звезд с неба исполнителей. Поэтому американцы были явно недовольны выбором, хотя, нам, россиянам, привыкшим к Алеку еще в эпоху видеобума, это роптание может показаться надуманным.
С Ким Бэсингер вышло попроще. Дело в том, что картина вышла спустя несколько месяцев после официального бракосочетания актеров, поэтому в «Побеге» Бэсингер была женой главного героя не только виртуально, но и реально. Самое забавное, что Стив МакКуин и Эли МакГроу также в процессе съемок «Побега» (1972) состояли в браке. Как говорится, ремейк до упора. Однако ж 1993 — не 1972, тогда нравы всё-таки были пожестче, а в начале девяностых обнаженная грудь (и не только) Бэсингер уже никого не удивила. Скандал разгорелся немного погодя, когда в СМИ просочилась информация, что в сценах любви главных героев Болдуин со своей женой даже и не думали притворяться.
Что там с плохими парнями? Снова плюс команде по подбору актеров. На роли злодеев взяли очень ярких, хоть и не звездатых, исполнителей. Коварный Бэнион — великолепный Джеймс Вудс. Его гадкий помощник Джим Дир — обаятельный Дэвид Морс. И на закуску — хипарь Майкл Мэдсен, пришедший в «Побег» прямиком из «Бешеных псов» Тарантино. Все эти люди на партиях кинозлодеев сколотили карьеру, поэтому смотреть на них — одно удовольствие.
Финализирую. Я намеренно не сравниваю ремейк с оригиналом. Не смотрел, да и не считаю нужным проводить аналогии, так как при общей концепции фильмы всё равно получились разными. Несмотря на наличие некоторых штампов (безликие и тупоголовые копы, меткие и непотопляемые герои), кино у Хилла и Дональдсона вышло пристойным.
Поначалу кажется, что действие провисает, однако после ограбления оно устремляется вперед, аки стрела Робин Гуда, заставляя зрителя нервничать и нетерпеливо ерзать в кресле. Хорошее кино всегда оставляет послевкусие.
Лично мне больше всего запомнилась короткая сцена, в которой Болдуин едет по вечернему шоссе с открытым окном, его волосы треплет легкий ветерок, а в кадре звучит великолепная гитарная тема композитора Марка Ишама.