«Калейдоскоп ужасов», или Как Стивен Кинг превратился в фикус?

Реклама
Грандмастер

Америка — не только нация фастфуда и прозака, но и обладательница самой масштабной индустрии комиксов в мире. Пускай и не родоначальница, но всё же. Фантастические, юмористические, эпические, сказочные, детские, про супергероев и только для взрослых. Жанров и подвидов комиксов множество, и эта сфера непрерывно развивается.

В противовес всяким «Веселым картинкам» и «Мурзилкам» американцы придумали жанр своеобразный — комиксы-страшилки. И хотя лента режиссера Джорджа А. Ромеро «Калейдоскоп ужасов» не является экранизацией, в основу сюжета как раз положен принцип такого альманаха пугалок. В отличие от более поздних проектов «Байки из склепа» или «Сказки с темной стороны», «Калейдоскоп ужасов» — это полноценная полнометражная лента с оригинальным сценарием, не базирующаяся на телесериале.

Реклама

Структурно картина разбита на пять новелл-страшилок. Связующим элементом служит коротенькая сцена, в которой строгий папаша отбирает у малолетнего сына комиксы ужасов с одноименным названием. Комикс оказывается на помойке, где только ветер перелистывает его страницы, посвящая зрителя в содержимое журнала.

Первая новелла, «День отца», расскажет о причудливой семейке аристократов, каждый год в означенный праздник собирающихся в старинном особняке, чтобы поесть ветчины и помянуть своего дедулю, который не только почил в бозе из-за своего скверного характера, но похоронен тут же рядышком на фамильном кладбище. Его предполагаемая убийца, тетушка Беделия, прибившая папашу в приступе ярости мраморной пепельницей, тоже навещает родственников раз в год, предварительно оплакав могилку. Однако на этот раз ветчина останется в холодильнике, а обитателям дома придется бороться не только со скукой и ленью, но также с ожившим мертвецом, который тоже хочет присоединиться к празднику.

Реклама

Первая часть получилась самой страшной и самой забавной одновременно. Скучающие бездельники, так спокойно рассуждающие о причудах и грехах своих родственников, просто обязаны почувствовать настоящий вкус жизни. Или смерти. Впрочем, неожиданное воскрешение главы семейства можно объяснить не только стечением обстоятельств. Тетушка Беделия неосторожно пролила на могилу виски, а виски, в переводе с гаэльского, «вода жизни». В кадре также появляется еще молодой и малоизвестный актер Эд Харрис, будущая звезда лент «Скала», «Игры разума» и «Шоу Трумана».

Часть вторая, «Одинокая смерть Джорди Веррилла», является самой короткой и самой скучной историей в составе сборника. Во многом благодаря главному сценаристу ленты, Стивену Кингу, который, как обычно, сыграл свою роль весьма паршиво. Увы, таланты Кинга лежат в другой области, поэтому даже в роли придурка Джорди Веррилла, ставшего объектом преследования со стороны зеленой инопланетной заразы, писатель жутко переигрывает и старательно корчит комические рожи. Если не знать, что перед тобой один из самых популярных, успешных и читаемых авторов современности, то можно подумать, что создатели фильма взяли на эту роль какого-то сельского идиота. Кинг является живым доказательством постулата, что внешность — обманчива.

Реклама

Самой изощренной является третья новелла под названием «Что накроет тебя с головой» (или попросту «Прилив»). Ревнивый муж Ричард, роль которого блистательно исполнил недавно покинувший нас седовласый комик Лесли Нильсен, узнав об измене красавицы жены с каким-то качком, разрабатывает хитроумный и жестокий план мести. Заманив обманом любовника своей супруги на одинокий пляж, он заставляет его, при помощи доброго слова и пистолета, закопать себя в песок по самую шею. После чего объявляет, что подобная участь уже постигла его потаскуху-жену, ставит перед замурованным в песок прелюбодеем телевизор с ее захлебывающимся от морской воды изображением и удаляется на свою виллу, чтобы, попивая бренди, посмеяться и насладиться своей местью.

Реклама

Будь перед нами детектив, то исход был бы ясен, ибо выбраться из песочной западни самостоятельно невозможно. Однако жанр обязывает, поэтому умерщвленные нетрадиционным способом любовники, накушавшись водорослей, возвращаются к убийце, чтобы тоже научить его надолго задерживать дыхание при приливе.

Четвертая часть, именуемая «Ящик», повествует о том, как уборщик некоего научного учреждения, пытаясь отыскать закатившуюся под лестницу монетку, обнаруживает старинный ящик с надписью «Арктическая экспедиция», датированный 1834 годом. Уборщик сообщает о своей находке главе института, вместе они вскрывают тщательно опечатанный сундук, из которого выпрыгивает зубастая горилла и съедает несчастного полотера заживо. Вам, конечно, интересно, каким образом живое существо 147 лет просидело взаперти без еды и питья. Вот и чудом оставшемуся в живых ученому невдомек, что теперь делать и куда звонить.

Реклама

Вместо того чтобы набрать спасительный номер 911 и рассказать трогательную историю об обезьяне-людоеде, после чего оказаться за решеткой психиатрической клиники, ученый звонит своему коллеге и другу Генри (Хэл Холбрук — «Фирма»). Однако Генри, будучи мужиком смышленым, решил не торопиться с поимкой бешеного гамадрила, а сначала решить свои семейные проблемы. Видите ли, жена Генри достала его вконец своим беспардонным поведением на людях и стервозностью дома. Почему бы ей случайно не заехать к нему на работу и не проверить, что находится в ящике под лестницей?

Самой философской и метафоричной у создателей фильма вышла новелла пятая, которая называется «Они ползут по тебе»

Реклама
. Безумный олигарх Апсон Пратт, одинаково богатый и сумасшедший, живет в замкнутом мире своего дорогостоящего пентхауса. Окружив себя электронными машинами и телефонами, он по-прежнему при делах, но предпочитает не видеть ненавистных ему людишек.

Единственная напасть, которая жутко беспокоит Пратта и выводит из состояния душевного равновесия — это вездесущие тараканы, от которых его буквально трясет и лихорадит. Надоедливые насекомые преследуют Пратта по всей квартире, оказываясь то на полу, то в миске с завтраком. И чем больше старик злится и раздражается, тем всё больше тараканов попадается ему на глаза. Рано или поздно, они заполонят собою всё, в том числе и самого Пратта — источник злобы и ненависти.

Реклама

«Калейдоскоп ужасов», несмотря на свою оригинальность и самобытность, не стал для создателей, режиссера Ромеро и сценариста Стивена Кинга, большой удачей. Картина показала весьма средние результаты в прокате, да и культовой среди фанатов ужастиков тоже не считается. Тем не менее, это редкий случай, когда Кинг напрямую участвует в создании фильма, не будучи при этом автором литературного источника.

Многие отмечают, что вторая часть фильма, вышедшая спустя пять лет и снятая Майклом Горником (оператором «Калейдоскопа ужасов»), была более изобретательной и страшной, чем оригинал.

Реклама