Лев Толстой. Повторное отлучение?

Реклама
Грандмастер

20 ноября 1910 г. исполнилось 100 лет со дня смерти великого русского писателя, философа и публициста Льва Николаевича Толстого. Все мы помним, какой был шум и гам по поводу круглой даты со дня смерти А. С. Пушкина (2007 г.). А что же Л. Н. Толстой? Неужели фигура помельче? Где шум, где громкие крики и восхваления?

А ведь этот юбилей значителен не только для России, но и для всего мира, значителен не только по дате, но и по величине фигуры писателя.

Однако, как ни странно, юбилей замалчивается, СМИ как воды в рот набрали, хотя раньше юбилеи писателей куда меньшего ранга вызывали большой государственный резонанс. Приходится обращаться к западным СМИ.

Влиятельная английская газета «Дейли Телеграф» в статье, посвящённой 100-летнему юбилею, пишет, что в России наших дней Л. Н. Толстого «отлучили от памяти». Он стал «неличностью» по Оруэллу. Англичане сокрушаются, что в России игнорируется 100-летняя годовщина со дня смерти Л. Н. Толстого, тем самым русские как бы отказываются от своего литературного прошлого в лице «величайшего русского писателя».

Реклама

Тут англичане явно «перегнули палку». Россия обладает великой литературой, и, как бы ни была велика фигура Л. Н. Толстого, наша литература им одним не ограничивается.

Почему же именно Англия так озаботилась судьбой этого юбилея? То ли англичане так и не поняли, начитавшись Л. Н. Толстого, «таинственную русскую душу» (что сомнительно), то ли лукавят, печалятся не о забвении великой литературы (чего на самом деле не происходит; зря они это), а о замалчивании другой ипостаси Л. Н. Толстого — ипостаси разрушителя Русской православной церкви и Государства Российского (чего на самом деле, судя по их делам, они желают всей своей английской душой).

О своей главной цели Л. Н. Толстой написал ещё в 1855 г., и этой целью отнюдь не было написание великих литературных произведений:

Реклама

«Разговор о божественном и вере навёл меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле…».

Именно реализации этой идеи, для чего литература была лишь средством, и посвятил Л. Н. Толстой свою жизнь. Именно поэтому священник РПЦ Иоанн Кронштадтский, причисленный ныне к лику святых, написал 14 июля 1908 г. в молитве, опубликованной в газете «Новости дня»:

«Господи, умиротвори Россию ради церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию, возьми с земли хулителя Твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого и всех его горячих последователей…»

Реклама
.

И вот, наконец, свершилось по сему. Но лучше не стало. Потому что идеи сильнее людей. А дальше вы знаете: Февральская и Октябрьская революции 1917 г., гражданская война в России, троцкистские и сталинские лагеря, и пошло-поехало…

Но всё же представьте себе, во что превратилась бы Россия, если бы толстовство как религия победило? На нас напала Япония, а мы в ответ — непротивление злу насилием! На нас напала Германия — а мы отвечаем непротивлением злу насилием!

Так что идеи Л. Н. Толстого — не более чем иллюзии, осуществление которых на практике ведёт, как всегда, к противоположным, разрушительным последствиям. И как было бы хорошо западным странам иметь вместо могучего и богатого Русского государства нечто аморфное, непротивляющееся злу насилием! Вот о чём английская тоска по Толстому!

Реклама

А теперь я хотел бы сказать нечто о «великих русских писателях», так прославляемых на Западе. Нет, это не Пушкин и Горький, не Булгаков и Шолохов, не Бунин и Тургенев. Это Гоголь, Достоевский и Толстой.

Ну, Гоголя они вообще не понимают, а вот Достоевский и Толстой — это да! Что же их объединяет? А то, что все они в зрелые годы страдали шизофренией. А чем отличаются шизофреники от обычных людей? А тем, что, кроме одного пунктика, во всём остальном они обладают повышенными способностями и массой интересных идей, а трое названных — ещё и литературные гении. И когда, именно из-за проявлений своего пунктика, такого человека называют «совестью нации», я лично содрогаюсь.

Реклама

Ведь именно идеи Льва Толстого сокрушили Российскую империю и РПЦ (не зря В. И. Ленин называл Л. Н. Толстого зеркалом русской революции!). А идеи Солженицына, Сахарова и Лихачёва сокрушили СССР — мою великую Родину. И теперь руководители «новой» России, разгребая обломки былого величия, пытаются воссоздать страну, что приходится делать в условиях объективно враждебного окружения, которому сильная и богатая Россия не нужна. Отсюда и западная тоска по идеям Л. Н. Толстого, но не для себя, а для нас с вами.

А теперь вопрос: нужно ли нынешним властям прославлять Л. Н. Толстого во всех его ипостасях? Ну, великий писатель, включили его литературные произведения типа «Война и мир» в школьную программу. Ну, пусть англичане и другие иностранцы копаются в них, выискивая «таинственную русскую душу». Они ахают и ужасаются, но ничего понять не могут, как в нашем ответе на любой вопрос словами типа «да, наверное, нет». Мы-то понимаем, а они — никогда!

Реклама

Кстати, недавно всё те же англичане провели опрос 1000 русских, но «русскости» в ответах не нашли. Интересно, чего искали — топор за пазухой, извечное покаяние, больную совесть или ещё чего? Так мы же не шизофреники, как «великие русские писатели»! Вот и не находят того, что очень хотели бы найти. Ущербности не находят!

А читателям моим (для Запада все мы — русские, независимо от национальности) пожелаю удачи и крепкого здоровья. А остальное приложится!

Реклама