Сейчас кинолюбители с ужасом ожидают выхода в прокат «Утомленных солнцем-3: Цитадель». Уже начинаются споры — удержит ли Никита Михалков корону самого обсуждаемого человека года в следующем году, или киноманы попросту проигнорируют третью часть саги о комдиве Котове? А по Интернету начала гулять шутка о том, что «закон о чистых болванках» был принят ради того, чтобы Михалков мог продолжать «утомлять солнцем».
Первая часть «Утомленных солнцем» вызвала некоторое недоумение у зрителей, смотрелась со скрипом, но все же особо негативных отзывов не было. Многих ослепляли еще и призы, полученные фильмом: награда Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм, большой приз жюри 47-го Каннского кинофестиваля, гран-при «Янтарная пантера» 1-го Международного кинофестиваля Балтийских государств в Калининграде, приз Прессы за лучший фильм (Россия), Государственная премия Российской Федерации. По определению — фильм, отмеченный такими солидными наградами, плохим быть не может.
Так он, собственно, и не был плох. Он не был особенно хорош и вряд ли заслужил все громкие слова, которые о нем говорили. Но вытягивали актеры, да и мода 90-х годов на разнообразные разоблачения и обличения советских времен тоже помогла популярности фильма. И заканчивался он достаточно удачно, в стиле «все умерли»: кроме дочери комдива Котова — маленькая Надя (Надежда Михалкова) должна была выжить во всех лагерях, что ей предстояли, и в конце концов стать учительницей музыки в Казахстане.
Хочется отметить, что подобная концовка присутствует во многих фильмах, повествующих о далеких 30-х годах и сталинских репрессиях. Например, в картине «Жена Сталина» (2006 г., режиссеры Олег Массарыгин и Мира Тодоровская) так же в заключение идут титры, повествующие о судьбе персонажей фильма. Но если в данном случае за титрами — реальная трагедия реальных людей, то в «Утомленных солнцем» — «нарисованные» чувства пластмассовых персонажей.
«Утомленные солнцем-2: Предстояние» поразили в первую очередь тем, что, оказывается, никто не умер. Энкаведешник Митя (Олег Меньшиков), так трагично вскрывавший вены в первой части фильма, во второй — благополучно жив и здоров, и даже женат на чудесным образом воскресшей Марусе Котовой (Ингеборга Дапкунайте в первой части, и Виктория Толстоганова во второй). А Надя Котова числится его дочерью и отдыхает отнюдь не на лесоповале, а в «Артеке». Сам Котов тоже воскресает в одном из лагерей, причем прямо перед расстрелом всех «политических» (в первые дни войны, при невозможности эвакуации) ему изменяют статью на уголовную (самое дивное — бумага об изменении статьи приходит перед самым расстрелом).
Естественно, такое чудо нуждалось в объяснении, которое немедленно нашлось. Оказывается, всему причиной отнюдь не Господь, как могли бы подумать некоторые наивные зрители, а все тот же Митя, ныне уже полковник НКВД. Он подменяет документы, вытаскивает из лагеря Марусю с Надей (по документам они числятся благополучно расстрелянными), спасает самого Котова. Правда, ничем, кроме как божественным вмешательством, невозможно объяснить тот факт, что подобная подмена не была никем замечена.
Ну да ладно, говорят, что Бог любит дураков и пьяниц, а комдив Котов, судя по первой части фильма, был и тем, и другим одновременно. Но вообще-то фильм «Утомленные солнцем-2: Предстояние» — фантастика чистейшей воды.
Весь фильм построен на фантазмах. Взять хотя бы тот факт, что во всех лагерях, а затем и на фронте все узнают комдива Котова, который, правда, уже не комдив, а рядовой штрафного батальона. Но вот в Кремле лично Сталин и Берия обеспокоены — до них дошли слухи (!) о том, что Котов жив, и они очень по этому поводу переживают. И на поиски бывшего комдива отправляется все тот же вездесущий Митя. Ощущение, будто смотришь экранизацию анекдота про Неуловимого Джо.
А когда видишь 11-летнюю (в соответствии со временем действия картины) Надю Котову, то понимаешь лозунг «Спасибо партии родной за наше счастливое детство!». Что Надя, что ее подруги по пионерлагерю, прекрасно упитанные «детишки», которые коня на скаку однозначно остановят. Правда, потом вспоминается, что Надю Котову играет все та же Надежда Михалкова, а с момента съемок первой части прошло не 5 лет, как в фильме, а все 14. И в результате одиннадцатилетнюю пионерку изображает великовозрастная девица. Не удивительно, что умирающий солдатик просит ее «показать сиськи». Там действительно есть что демонстрировать!
А уж беспрерывное мясо, возникающее чуть не в каждом кадре фильма (бомбежка — куски мяса, бой — куски мяса, затишье после боя — куски мяса), вызывает не ужас, а скорее брезгливость. Интересно, что фильмы, снятые о войне еще в советский период (к примеру, «Живые и мертвые», «Сталинградская битва», «Они сражались за Родину» и т. д.), повествующие о самых страшных днях войны, отнюдь не наполнены мясом на каждом углу, но при их просмотре чувствуешь: да, война — это действительно страшно, это — боль, кровь, смерть, грязь… А в исполнении Михалкова страшная трагедия народов превратилась в мясной фарс.
Глядя на экран, где мелькают кадры «Утомленных солнцем-2», хочется вслед за Станиславским воскликнуть: «Не верю!». Я верю в подвиг курсантов военно-морского училища под Инкерманом, когда мальчишки, вооруженные только кортиками, задержали на несколько часов немецкие танки, дав Севастополю дополнительное время для эвакуации. Мне довелось беседовать с участником обороны Севастополя, и он, спустя много лет, плакал, рассказывая о том, как мальчики героически бросались под танки. Но я не верю в тех «кремлевских курсантов», которых показал
Я не верю в умирающего от ранения в грудь солдата, который во все горло кричит: «Сестричка, я здесь!». Не верю в лагерь для политзаключенных под Минском (перед войной, на западной границе — нонсенс!). Не верю в то, что у комдива Котова благополучно двигалась левая рука — после того, как ее раздробили молотком. Не верю в плаванье на мине Нади Котовой. Не верю в священника, который по-быстрому крестит убежденную пионерку морской водой, после чего скрывается в тумане (сцена прямо «слизанная» из «Титаника» — главный герой обращается к главной героине: «Все будет хорошо», после чего скрывается в волнах, кстати, и тонет михалковский пароход так же, как «
Проще сказать — я не верю в то, что показал Михалков.
Сам режиссер утверждал, что все дело в том, что «о многом нельзя было раньше говорить», а сейчас вот он сподобился — показал настоящую правду о войне. Вот только какая-то эта правда… не правдивая. Больше похоже на конъюнктурный показ. Не удивительно, что в прокате фильм с треском провалился — при бюджете $ 40 млн. едва удалось собрать $ 7 млн. Несмотря на то, что Никита Михалков уже научился тратить деньги, почти как Джеймс Камерон, до Камерона ему еще далеко — тот ухитряется снимать не просто очень дорогие фильмы, но еще и очень успешные.
И вот сейчас ожидается выход на экраны «Утомленных солнцем-3: Цитадель». И Надя Котова по-прежнему будет искать своего отца, а сам Котов, уже ставший командиром, будет исполнять заведомо нереальное задание самого Сталина… Михалкову стоило бы переквалифицироваться в фантасты. Может, критика отнеслась бы к нему более благожелательно.
А на данный момент у Никиты Михалкова есть все шансы, чтобы вновь стать самым обсуждаемым человеком года. Особенно если качество «Утомленных солнцем-3» будет на той же высоте, что и качество второй части «утомленной саги».